Глава Восьмая. Язык и интеллект

Способность младенцев абстрактно мыслить и выражать мысли развивается не только благодаря скоординированным движениям рук и взаимодействию мозга с окружающей средой, но и через познание языка. Таким образом, умственные способности детей тесно связаны с качеством и количеством языкового воздействия. Мы можем определить, что умственные способности состоят из двух взаимосвязанных компонентов. Во-первых, умственные способности включают в себя возможность формирования идей и понятий совместно со способностью обучаться, понимать их, размышлять о них, и впоследствии, определяя связи между ними, выстраивать логические цепочки. Во-вторых, интеллект подразумевает способность брать продукты аналитического и синтетического мышления и использовать их для лучшего понимания и преобразования окружающего мира. В дополнение к вышесказанному: для того, что появилась возможность выражаться символически, наши навыки должны быть хорошо развиты. Другими словами, мы должны быть способны не только действовать продуктивно и независимо от нашего творческого и рационального мышления, но также уметь объяснить другим, что мы только что сделали, а также что собираемся делать дальше. Наш рассказ о развитии языка и интеллекта у детей охватывает как способность к абстрактному мышлению, так и коммуникативные навыки.

Способность к эффективному общению постепенно увеличивается с первых дней жизни. Родитель и младенец постоянно ведут диалог друг с другом посредством жестов, мимики и эмоций: младенец старается выразить свои чувства, нужды и описать свое состояние, а родитель старается понять то, что хочет выразить ребенок и удовлетворить его потребности. С самого начала язык мимики и жестов является основным инструментом человеческого общения. Но звук — также неотъемлемый аспект невербального диалога между родителем и младенцем. Все младенцы кричат, а многие кричат очень много, особенно, в первые месяцы жизни. Младенец кричит по-разному, чтобы выразить разные нужды: «Я голоден», «Мне холодно (жарко, влажно)», «Мне надо спать», «Мне нужно двигаться». Если родитель внимательно слушает ребенка, одновременно наблюдая за его поведением, он со времен научится правильно реагировать на разные виды плача.

Именно в этом, первом, общении с другим человеком, младенец начинает длинный путь к познанию самого себя, как объекта отдельного от окружающего мира. Посредством невербального общения и звуков на этом этапе жизни ребенок инициирует конкретное действие родителей и принимает его. Таким образом, он учится влиять на поведение других людей. Конечно, это влияние в первые годы жизни не является абсолютным. В конечном итоге, ребенок понимает свое место в мире и то, что он является таким же человеком, как и все остальные - одним из многих. С другой стороны, если родители излишне обеспокоены и вследствие этого чрезмерно угождают ребенку, у него может развиться ложное чувство всемогущества, что не сулит ничего хорошего для его дальнейших отношений с миром. Таким образом, задолго до того, как звук и символ объединяются в язык, устанавливается обязательная основа для понимания того, кто, что и где мы в этом мире, равно как и способность эффективно общаться с другими людьми.

Сейчас мы начнем прослеживать связь звука и символа в языке младенцев: процесс, который развивает умственные способности человека, и который является уникальным для всех людей, наравне с развитием хватательного навыка.


Развитие устной формы языка

Мы констатировали, что дети запрограммированы на использование языка символов. Они узнают человеческую речь с самого рождения, так как до этого слышали приглушенные голоса, находясь в утробе. Опыт, полученный в пренатальный период, заставляет младенца выделять голос матери среди всех остальных. Однако при рождении мозг уже способен различать фонемы, представленные во всех языках. Таким образом, в первые недели жизни возможна адаптация к любому языку. К шести месяцам, однако, у детей уже активируются нервные структуры, ответственные за распознавание фонем окружающего их языка, а распознавание чужих языков ослабевает.

Человеческий язык требует, чтобы младенец брал бессмысленные звуки и комбинировал их особенным способом, чтобы получить определенное значение, смысл. В отличие от людей, животные не могут довести этот процесс до такого уровня сложности. С другой стороны ,младенцы в процессе практики произношения звуков «к» и «о» могут произнести «ко» — по-прежнему бессмысленную комбинацию звуков. Но однажды, они случайно добавят «т», и произойдет чудо, — появится слово, имеющее смысл.

К двум месяцам двигательные нервы детских органов речи становятся миелинизированными, и ребенок получает способность произносить звуки. Сначала, он произносит только гласные звуки. Гласные фонемы приблизительно одинаковы во всех языках и их намного легче произносить в первые месяцы жизни. Поэтому дети приблизительного одного возраста в разных уголках земного шара начинают свою речь со звуков «о-о» и «а-а».

Начав лепетать в первые месяцы жизни, младенец учится не только потому, что слышит чужие голоса, но и потому что слышит те звуки, которые производит сам. Он практикуется в произношении звуков как будто пытается произносить их с особой точностью или для произведения определенного эффекта, укрепляя речевой тракт и мускулы путем многократного повторения. Начиная с двух месяцев жизни, важность произношения и восприятия звуков на слух для развития языковых навыков младенцев становится еще одной значимой причиной для того, чтобы не пользоваться сосками-пустышками. Соски эффективно заставляют ребенка замолчать - как будто он вообще не в состоянии произнести ни звука. К шести месяцам дети способны комбинировать гласные и согласные звуки, произнося то, что принято называть «классическим лепетом». Через сосание груди, они разработали мышцы губ и языка, необходимые для произнесения звуков б, д, м, н и других. Теперь ребенок способен создавать комбинации повторяющихся звуков: «ма, ма» и «ба, ба, ба», упражняясь в произнесении звуков и прислушиваясь к собственному голосу.

Интересно, что количество и качество детского лепета связано с количеством внимания, которое родители уделяют ребенку. Если родитель отвечает, слушая или подыгрывая, ребенок лепечет больше. Соответственно, чем меньше реакция родителя, тем меньше лепечет ребенок. Диалог — неотъемлемая часть жизни для ребенка и родителя. Будучи родителями, мы должны разговаривать и ждать, пока ребенок нам ответит, что бы мы ни делали - купали, одевали, кормили или ухаживали за ним. Давайте названия тем предметам, которые используете, и описывайте каждое действие. Делайте это простыми словами, но понимая, как важно это для самоопределения ребенка. Говорите медленно, помня, что скорость восприятия у ребенка в два раза меньше, чем у взрослого. Ситуация выравнивается, когда ребенку исполняется примерно 12 лет. Говорите так, чтобы на некотором уровне ваш ребенок мог вас понять. Помните, что вы закладываете основу для развития у ребенка способности к общению. Мы никогда не можем сказать точно, в какой момент ребенок начинает нас понимать, и в большинстве случаев это становится неожиданным сюрпризом. Однако к девяти-десяти месяцам большинство детей совершают этот подвиг. Ребенок открывает для себя, что значение может передаваться звуком, возможно начиная при этом использовать короткие слова, принятые в обществе («пока»), или называя членов семьи. Постепенно ребенок создает связи между каждой разновидностью звука и объектом или действием. Он понимает больше, чем может передать, и поэтому часто расстраивается — указывает на что-либо, старательно выговаривая звуки в надежде получить желаемую реакцию от родителей. Мы рассматриваем его разочарование как негативный опыт, поэтому спешим дать ему то, что нужно, как только понимаем, что он имел в виду. Но разочарование – это как раз тот движущий фактор, который ребенку выйти за рамки произнесения только отдельных звуков. Провести связь между звуком и значением- это сложная работа. Нам стоит только вспомнить о Хелен Келлер, и то, каким ей открылся этот мир через связь ее чувств и языка символов, чтобы представить то, какие усилия требуется приложить и те ощущения, которые испытывает ребенок, постепенно осваивая язык.

На первом году жизни ребенок уже выучил примерно шесть слов. Он продолжает добавлять по несколько существительных и выражений каждый месяц. Однако, достигнув рубежа в пятьдесят слов, ребенок начинает заучивать новые слова каждый день. Этот «прорыв», стремительное увеличение словарного запаса происходит у большинства детей в период от двенадцати до двадцати месяцев благодаря бурному развитию мозга в этот же период времени. Метаболическая активность и формирование синапса коры головного мозга (в особенности левой теменной доли, зоны хранения и считывания вербальной информации у взрослых) достигает максимального уровня.

В течение следующих четырех-пяти лет ребенок может заучивать по новому слову каждые два часа. Эта невероятная возможность запоминать слова и их значения остается и в период начальной школы. Именно по этой причине Монтессори предложила такую продолжительность обучения, при которой детям представляются обширные факты и описания мироустройства в первые двенадцать лет жизни: сначала через «ключ к миру» - так она называла свои материалы в домах ребенка для детей от трех до шести лет, а позднее через «ключи к вселенной» - термин для учебных материалов начальной школы для детей от шести до двенадцати лет.

Одним из наиболее интересных аспектов развития языка у детей является врожденная реакция мозга на слова как отражение целого, а не части какого-либо объекта или его индивидуальных качеств — например, как в слове «лист». Ребенок также узнает, что есть слова, которые определяют классы предметов, а не просто индивидуальных представителей класса. Слово «листья» относится ко всем типам листьев: кленовым, ивовым, сосновым,и так далее. Третья врожденная особенность позволяет ребенку узнавать, что новое имя, присвоенное чему-то, чье название уже известно, определяет новое качество предмета или какую-то его часть. Следовательно, «зеленый» относится к качеству листа, а «стебелек» к его части.

Звуки комбинируются со значением, давая нам словарный запас и способность называть все, что находится вокруг нас. Именно грамматика позволяет нам передавать наши мысли другим. Овладение грамматикой происходит очень рано, сразу после того, как ребенок познает слова. К возрасту четырех лет ребенок уже объединяет все правила синтаксиса. Грамматика говорит нам о том, что значение определяется либо порядком слов, либо изменениями в начале или конце слова или окончаниями. Поэтому даже двухлетний ребенок может сказать: «Я бегу», или «Я вижу мяч», а не «бегу я» или «мяч вижу» (в данном примере речь идет об английском языке, где строго фиксированный порядок слов — прим. пер). Дети начинают выстраивать все больше и больше слов в одну цепочку в правильном порядке, но сначала возможно выпадение нужных окончаний или целых слов, например, предлогов или артиклей. Дети могут сказать: «Собака бежит лес» вместо «Собака побежала в лес». Постепенно они научатся использовать окончания и начнут употреблять предлоги, множественное число существительных и притяжательные местоимения. В самом конце они научатся добавлять артикли и пользоваться глаголами совершенного и несовершенного вида, и местоимениями третьего лица. «Он прыгнул на кровать» => «Он запрыгнул на свою кровать»

Логика подсказывает нам, что освоение грамматики не происходит благодаря подражанию речи взрослых. Если бы это имело место, дети бы не использовали конструкций типа «Она имеет» вместо «У нее есть». Дети экспериментируют с грамматикой методом проб и ошибок. Они интуитивно подбирают правила построения словосочетаний, различные окончания, равно как и определяют функцию слов в предложении (существительное — что такое, кто такой; глагол — что делает или в каком состоянии предмет находится; прилагательное — какой он). На определенном этапе дети начинают понимать правило для глаголов прошедшего времени: нужно прибавлять к глаголам суффикс «л» в русском языке или окончание –ed в английском. В тех языках, где присутствуют неправильные глаголы, могут возникнуть затруднения, так как ребенок начнет интуитивно добавлять к ним «стандартные» окончания или суффиксы. Но, что интересно, до тех пор, пока они не откроют для себя какое-то правило, дети не делают подобных ошибок. В английском языке примерно 180 неправильных глаголов, для которых дети должны запоминать правильные окончания для прошедшего и других времен. Им также приходиться запоминать множественное число существительных, сравнительные и превосходные степени прилагательных. Типичный пример ошибки, которую допускают дети: «хороший – хорошее», вместо «лучше».

Так как развитие языковых навыков влияет на понимание ребенком того, что происходит вокруг, а также на способность сообщить окружающим о своих нуждах, таким образом побуждая их к действию, - этот процесс оказывает самое сильное влияние на интеллект ребенка, также как и на его социальную сущность. На самом деле, качество языка, в среде которого ребенок находится, постоянно изменяет структуру его мозга и его функции. К трем годам ребенок уже достиг определенных результатов в овладении языком, а также во многих других сферах самоопределения. Очень важно оказывать соответствующую лингвистическую помощь ребенку с момента рождения, а также удалять все препятствия, с которыми он может столкнуться. Ушные инфекции, например, следует лечить сразу же - ведь обеспечив отток лишней жидкости, мы вернем ребенку полноценный слух.

Гены играют такую же важную роль в способности ребенка усваивать языки, как и в его росте или цвете глаз. Однако, исследования показывают, что способность к чтению наследуется только на пятьдесят процентов, а способность к письму - на двадцать. Статистика дает нам понять, что есть прекрасная возможность оказать влияние на развитие способностей. Для того, чтобы повлиять на гены, родителям не нужно быть хорошо образованными или финансово обеспеченными. Наоборот, эти исследования свидетельствуют о том, что важнее всего то, как родитель взаимодействует с ребенком. Этот вывод находит свое подтверждение во всех областях языка в течение всей начальной школы: чтении, правописании, речи, способности воспринимать на слух.

Очень обнадеживает, что родителям не требуется высшее образование, для того чтобы помочь своему ребенку в освоении языка. Однако, родители должны знать, что будет полезно их ребенку, а что нет. Прежде всего, хорошая грамматика и чистое произношение очень важны, а качество слов, с которыми сталкивается малыш, напрямую соотносится с его языковым развитием. Что особенно важно, имеют значение только те слова, которые говорятся непосредственно ему. Поверхностное слушание телефонных разговоров, телевизора или видеомагнитофона не принесет пользы вашему малышу. На самом деле, такие звуки даже могут оказать негативное влияние, так как создают звуковой барьер между ребенком и родителем. Ребенок может осмыслить речь только тогда, когда она имеет отношение к лицам или предметам в его окружении. Ему нужно взаимодействовать с вами в то время, как вы говорите, и фокусировать свое внимание на том, что окружает его в данный момент.

По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам разговаривать со своим ребенком как можно чаще на протяжении всего дня, называя объекты, обсуждая действия, описывая события, а также людей и те чувства, которые они испытывают. Сделайте свою речь простой и чистой. Интуитивное повышение тембра голоса на более высокий уровень и более четкая дикция, которую предпочитают дети, совершенно бессознательно выбирается взрослыми, так что это произойдет без ваших сознательных усилий. Вашему малышу потребуется много повторений, так как таким образом в мозгу укрепляются особые нервные пути. Зазубривание информации, однако, приводит в скуке в любом возрасте, и конечно, этому не должно быть места в жизни маленького ребенка, не важно, о какой информации идет речь.

Заметьте, что ни один из методов, описанных выше, не требует того, чтобы ребенок и родитель покидали дом и отправлялись в магазин, игровую группу или на специальные занятия. Домашняя окружающая среда содержит все необходимое. На самом деле, только прямой непосредственный контакт имеет критическое значение. Вашему ребенку нужно видеть, как вы говорите, и слышать, как вы произносите слова. Как и любому человеку, участвующему в разговоре, ребенку нужно знать, что к нему обращаются и его слышат. Уделите особое внимание его ответным реакциям на ваши слова. Если вы пропустили его первые попытки произнести звук для выражения смысла — например, «мя» для выражения слова «мяч» — он может не пытаться повторить этот подвиг снова в течение некоторого времени.

Задавайте ребенку вопросы, повторяйте и отрабатывайте слова, чтобы подбодрить его. Вызывайте в нем желание произносить слова и фразы, так чтобы он почувствовал себя полноценным участником диалога. Вам не следует заботиться об исправлениях. Дети стремятся копировать тот язык, который слышат. Повторение слов без дополнительных комментариев будет для них существенной помощью. Самое главное, получайте удовольствие от того, что язык приносит в ваши отношения с малышом.

Игры на ответное реагирование, такие, как игра в прятки «Peekaboo» (детская игра в прятки, во время которой лицо играющего время от времени чем-то закрывается, а при возгласе ‘peekabo’ или ‘boo’ открывается — прим. пер.) и «Этот маленький поросенок» доставляют радость и взрослым, и детям.


Развитие письменной формы языка

До сих пор мы обсуждали, как ребенок овладевает устной формой языка. Сейчас мы перейдем к овладению письмом. Чтобы сделать это, нам необходимо вернуться к тому периоду, когда ребенок неосознанно впитывает в себя информацию о мире через чувства, так как этот этап является основополагающим для развития языка. Чувства ребенка открыты миру с первых дней его жизни, ребенок пытается получить общее представление о предметах вокруг, и это глобальное понимание окружающих его вещей является тем, что делает его способным адаптироваться ко «времени, месту и культуре». Он начинает думать об этом мире и пытаться записать свои впечатления словами.

Богатство чувственного опыта, необходимое для развития языка и умственных способностей, помогает объяснить, почему метод обучения иностранным языкам, принятый в начальной школе, обычно не работает. Ребенку нужно найти связь со словом, например, со словом, обозначающим воду: ему необходимо знать, как она выглядит, какая она на ощупь, как она движется, какой она температуры, текстуры, сколько весит, а также, что он думает по поводу этого и какие эмоции испытывает. Спокойная ли она, как в пруду, или же это бурный прибой, а может это неистовый и жестокий океанский шторм… Только таким путем он может полностью охватить все богатство оттенков значений, включенных в слово «вода» и использовать его творчески, осмысленно, и сможет говорить на хорошем, правильном языке. Он не может достигнуть такого уровня свободы словоупотребления, если его всего лишь знакомят с абстрактным списком иностранных слов и правилами грамматики, которые нужно запомнить.

Знакомство ребенка с устной формой языка происходит в раннем детстве. Мы также хотим заложить основы для развития письменного языка как можно скорее. Сначала на уровне ощущений язык требует, чтобы ребенок ознакомился с реальными предметами: грудью матери, своими собственными руками и ногами. В течение недель мы помогаем ему начать путь к абстрактным представлениям о предметах, предоставляя ему маленькие модели предметов реального мира — плюшевых зверушек, кукол, которые выглядят реалистично и имеют сбалансированные пропорции, или подвижных бабочек или птичек, которые отображают опыт контакта ребенка с ними в реальном мире.

Когда ребенку исполнится приблизительно восемнадцать месяцев и его руки уже достаточно развиты, мы можем предложить ему небольшие предметы для исследования: горшочки и кастрюльки, кухонные принадлежности, приборы и инструменты, фигурки домашних животных, птичек, фрукты, овощи и тому подобное. Небольшая корзинка из нескольких предметов, принадлежащих к одной категории, может быть помещена на полку с игрушками. Покажите корзинку ребенку, называя предметы и расставляя их в линию на столе или ковре. Время от времени играйте с ребенком в такую игру: несколько раз назовите предмет, а потом спросите у малыша, как этот предмет называется. Когда у ребенка будет достаточно опыта и когда вы будете уверены, что он знает ответ, вы можете попросить его обозначить тот или иной предмет, спросив: «Что это?». Этот вопрос представляет собой что-то вроде теста. Поэтому приступать к нему можно, только повторив первые два шага много-много раз.

Дети очень сильно различаются объемом своей лингвистической памяти. Повторение в течение многих дней, недель или даже месяцев — то, что лучше всего помогает развивать память. Важно отметить, что вы должны играть с ребенком, а не преподавать ему урок. Если это доставляет радость обоим, то принесет больше пользы. Если ему или вам скучно или неприятно, вы упускаете очень важный момент. Вместо короткой пятиминутной игры с ребенком, вы, возможно, превратите процесс в «обучающий эпизод», которые очень популярны в начальной школе, тем самым заставив ребенка скучать. Или, если вы чрезмерно обеспокоены или слишком контролируете «обучение» вашего ребенка, тогда вы сами не получаете удовольствия от процесса как такового, а нацелены на результат. В этом случае именно вы будете разочарованы.

После того, как ребенок ознакомился с корзинкой предметов — например, в ней лежали игрушки, изображающие разные породы собак — вы можете сделать набор карточек, обозначающих породы собак. Вначале попытайтесь найти карточки, которые изображают собаку полностью: например, предпочтительнее изображение всей колли, нежели только ее головы. Позднее вы сможете использовать карточки, которые похожи, но не совпадают полностью, например, показывают только часть животного или животное другого размера. Карточки, которые похожи (в отличие от идентичных) требуют от ребенка распознавания большего количества информации и по существу требуют больших способностей обобщения. В конце, можете играть с ребенком, используя только карточки. Он сможет усвоить больше информации, демонстрируя, что способен идентифицировать предмет только по его изображению.

Мы хотим показать ребенку, насколько важны книги. Приобретите книги для детей до шести лет, книги должны больше основываться на реальности, а не фантазии. Маленькому ребенку нужно исследовать реальный мир до тех пор, пока он не научится адекватно оценивать его, а не мир, выдуманный взрослыми, в котором кролики разговаривают, носят одежду и ходят в школу, или где потерянные дети летают по небу, а пираты ищут сокровища. Первые книжки ребенка должны быть прочными, со страницами из картона. Держите несколько книг в корзине у кровати ребенка. Также можно хранить книги в других местах квартиры, к которым ребенок имеет доступ. Никогда не кладите книги вместе с игрушками. Книги созданы не для экспериментов. С самого начала мы должны показать, что к книгам нужно относиться серьезно. Опять же, количество книг должно быть ограничено: четыре — это абсолютный максимум для ребенка двух лет. Любимая книга ребенка на определенный момент должна быть на виду, но также следует иногда менять книги.

Кроме книг, которые всегда доступны ребенку, храните в книжных шкафах или на закрытых книжных полках качественные красивые книги и книги с иллюстрациями. Читайте эти книги вслух вашему ребенку перед сном или в определенное время днем. Также как и книги, непосредственно доступные ребенку, эти книги должны отражать реальность и представлять возможности для дальнейшего знакомства с миром. Совсем не важно, понимает ли ваш ребенок то, что вы ему читаете. На самом деле, ни один ребенок не сможет понять вас так, как взрослые, даже если он уже знаком с описываемыми понятиями, объектами или действиями. На этом этапе важно усвоение ребенком правильного, красивого языка и способность выражать различные мысли.

Если ваш ребенок способен сделать правильный выбор, вы можете предложить ему выбрать книгу для чтения на ночь. Однако, если ваш ребенок из тех, кто вечно пытается все контролировать, мы бы посоветовали вам выбирать книги самому. Эмоциональное взаимодействие между вами и ребенком — наиболее важный аспект совместного чтения. Очень важно, чтобы вы сделали этот процесс интересным и для себя, и для ребенка. Выбирайте книги, которые сами считаете интересными. Ваш ребенок не заинтересуется чтением, если увидит, что родитель читает только потому, что это его обязанность, и он при этом скучает. Заранее определитесь со временем, в течение которого вы собираетесь читать, и четко придерживайтесь выбранного графика. Не переходите на стадию «еще одну страничку» или «ну, еще чуть-чуть», что обычно является попыткой ребенка отодвинуть время засыпания и ведет к утомлению родителя.

Важно не только читать ребенку, но читать для себя, так, чтобы ребенок это видел. Дети склонны ценить то, что ценят их родители. Если они никогда не видели, как вы читаете, они подумают, что книги не так важны в вашей жизни, не важно, что вы будете говорить им об этом. Не так трудно читать на глазах у ребенка в первые месяцы жизни, так как он постоянно находится в одном месте, и его легко занять, например, погремушкой. Когда ребенок начинает перемещаться в пространстве, хорошей идеей станет определение времени для чтения для себя. В течение этого времени очень важно принять решение не отвечать на просьбы ребенка за исключением тех случаев, когда ребенок находится в трудной или опасной ситуации. Одна знакомая нам мать выбирала для чтения время, когда ребенок просыпался после дневного сна, и читала в течение 15 минут. Она сидела тихо и читала про себя, отклоняя все попытки ребенка привлечь ее внимание. Она просто объясняла ему: «Я сейчас читаю. Я смогу помочь тебе, когда закончу». Сначала ей было нелегко произносить эти слова. Однако она стояла на своем, так как знала, насколько важно для ребенка осознать ценность чтения. Кроме того, это было время, когда ребенок был отдохнувшим и мог сам себя занять на несколько минут. И на самом деле, когда ему исполнилось два года, он понял, что может смотреть в книгу во время чтения матери.

Так как вы хотите помочь развитию устного и письменного языка у вашего ребенка, очень полезно будет запомнить, что пути освоения языка и степень радости от использования языка очень сильно различаются у разных детей. У одного ребенка могут быть превосходные способности с первых месяцев жизни. У другого же их может не быть вовсе. В то же время оба ребенка могут вырасти умными детьми, умеющими выражать свои мысли, грамотно писать и хорошо читать. Для примера, сравните две истории про Томми и Дэвида. Однажды, когда Томми было двадцать три месяца, он играл своей комнате вместо того, чтобы спать. Его мама открыла дверь и сказала: «Томми, где ты сейчас должен быть?». Он посмотрел на нее с огоньком в глазах и ответил: «В кухне, печь?». Этот же самый ребенок в двадцать один месяц сделал выговор маме за то, что она оставила его плачущим в комнате на десять минут после ссоры: «Когда Томми плакает, ты должна прийти, мама!».

Опять же, за завтраком в воскресное утро, отец Томми взялся почитать газеты. Когда мать попросила Томми доесть свою кашу, он ответил: «Нет, мама. Я очень занят чтением», и, подражая отцу, бросил взгляд на газеты. Ему было двадцать семь месяцев.

Другой мальчик, Дэвид, был очень тихим и задумчивым ребенком, который не часто отвечал маме. Однако, она могла видеть, что ребенок всегда действует упорядоченно. Например, если он играет в песочнице двумя лопатками, он использует обе руки, перемещает песок из одной лопатки в другую аккуратно, стараясь не «пролить» песок. Так как действия его были упорядочены, мать ожидала, что такой же порядок будет и в его мыслях. Кроме того, он был не из тех детей, что могут внезапно заплакать, или, когда

мать наклонится, чтобы поговорить с ним, отвернется в сторону, не подавая признаков реагирования. Поэтому она не беспокоилась на его счет. На самом деле, Дэвид не был склонен разговаривать со своим учителем, Миссис Эггердинг, когда поступил в обучающую группу детей в возрасте восемнадцати месяцев. Наконец, однажды, когда ему было два года, он стоял около нее в то время, когда дети собирались в круг для игры и очень тихо сказал: «Мне нравятся твои туфли, Эг». Потом быстро взглянул на нее с таким стеснительным выражением, будто хотел сказать: «Боже мой, теперь она знает, что я могу говорить!».

И Томми и Дэвид имеют родителей, которые им много читают и сами любят чтение. В их домах порядок, их жизнь упорядочена. У них хорошие игрушки, есть время для игр, развивающих воображение. Телевизор никогда не работает, пока дети бодрствуют, а родители общаются напрямую с детьми, говорят с ними медленно, слушают их внимательно. С такой заботой любящих родителей оба эти мальчика, несмотря на различия в том, сколько они говорят на раннем этапе жизни, находятся на правильном пути к хорошему развитию языка.


Музыка и искусство

Следует познакомить Вашего малыша с другими языками символов и способов самовыражения помимо письма. Музыка также является формой человеческого общения, передает настроение и содержит в себе определенное сообщение. С тех пор, как барабанный бой в общине первобытных людей возвещал о начале охоты или торжества, либо сигнализировал о надвигающейся опасности, музыка стала частью человеческой культуры. Устные предания, баллады, песни, гимны, и поэзия представляют собой богатейшую область культурного наследия. Малыши любят слушать, как родители поют для них. Колыбельные матери особенно хорошо успокаивают ребенка, ведь, как мы уже знаем, он слышал ее голос еще до рождения. Песня, спетая на ночь, прекрасно убаюкает ребенка любого возраста. То, насколько хорошо вы умеете петь, совсем не важно. Важно именно ваше участие и присутствие в момент создания музыки. Дети могут видеть, как формируются звуки песни, а повторение и аллитерация в песнях и балладах помогает им развивать способность к запоминанию.

Вы также можете проигрывать качественные музыкальные записи своему малышу. Мы знаем, что мозг ребенка впитывает, схватывает абсолютно все, что он слышит. Поэтому, также как и с литературой, очень важно знакомить его только с лучшим из культурного наследия. Классическая музыка Баха и Моцарта, обладающая формальной структурой и повторяющимися музыкальными темами и комбинациями, может быть особенно полезна маленьким детям, у которых формируется умственный порядок. Однако лучше не включать дома музыку в качестве шума на заднем плане. Установите специальное время для прослушивания музыки в течение дня, когда вы и ваш ребенок оба готовы провести время спокойно или заняты деятельностью, не требующей концентрации.

Если вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте, играйте для вашего ребенка. Показывать любовь к музыке на своем примере также важно, как и демонстрировать ребенку вашу любовь к книгам. Дети впитывают в себя много больше, чем вы думаете. Одна мать рассказала нам, что обычно она объявляла названия музыкальных произведений и их авторов, которые собиралась сыграть во время своей ежедневной послеобеденной практики в игре на фортепиано. Во время этих занятий ее дочь отдыхала на одеяле под пианино с тех пор, как ей исполнилось два с половиной года. Однажды, она забыла объявить название следующего музыкального произведения и начала играть Сонату №8 С.Прокофьева. Ее дочь приблизилась к матери и, посмотрев наверх, сказала: «Еще Прокофьев, мам?»

Выбирая книги для чтения ребенку, не забывайте включать туда книги о композиторах и истории музыки, а также рассказы о музыкальных инструментах. Существует много качественных книг для детей, посвященных музыке, и вы можете наслаждаться ими вдвоем во время вечернего чтения. Музыкальные инструменты — также хорошая тема для языковой практики с использованием объектов и карточек, которую мы описывали ранее.

Погремушки обычно являются первой вещью, с которой могут экспериментировать малыши, чтобы извлекать звуки и ритм своими усилиями. Даже новорожденные семи-восьми недель от роду могут схватить и потрясти маленькую погремушку, сделанную для детей этого возраста. Конечно, новорожденные находятся не на той стадии развития, когда они могут намеренно извлекать звук. Вместо этого, глаза ребенка округляются каждый раз, когда движение его руки производят звук погремушки, словно он хочет сказать: «Что это было? Что это было?» К восьми месяцам ребенку начинает нравиться трясти небольшую погремушку из высушенной тыквы-горлянки, а к двенадцати месяцам издавать звук, хлопая в ладоши. Приблизительно в восемнадцать месяцев, ребенку нравится стучать по барабану, заводить музыкальную шкатулку и даже использовать ксилофон. Однако не используйте эти предметы в качестве игрушек, только как музыкальные инструменты. Доставайте их в особое время, когда вы готовы поучаствовать в этом процессе вместе с ребенком. Выбирайте инструменты, которые производят реальную музыку, а не тот металлический звук, который производят многие игрушки для детей. Например, качество музыкальных шкатулок для детей сильно разнится. И, более того, вам не нужно усложнять распорядок дня, присоединяясь детским группам музыки и ритма, которые так популярны в наши дни. Все, что может помочь развитию у ребенка чувства музыки и ритма, также как и других сфер самообразования, может быть достигнуто в более спокойных и естественных условиях дома или в другой похожей на дом среде.

В классе Монтессори следуют тем же образцам представления музыки детям, что и при знакомстве их с устной речью. Сначала определяется звук. Потом ему присваивается символ. И, наконец, звук и символ объединяются вместе. Таким образом, два набора музыкальных колокольчиков чистого тонального звучания играются раздельно, подбирая колокольчик к колокольчику, затем по ладам. Таким способом ребенок трех лет развивает способность различать тон звука на слух. В результате, его знакомят с именем « нота ДО средней частоты», и так далее, для каждого колокольчика в музыкальном ладу. В конце концов, ему представляют звуки виде музыкальных нот и знакомят с их расположением на нотоносце. Последние материалы представлены в конкретной форме, так что дети могут ими манипулировать.

Музыкальные материалы Монтессори интегрированы в среду и в дошкольных , и в начальных классах, а также всегда доступны для детей. Поэтому ребенок способен открыть для себя чтение и написание музыки независимо, также как он открыл для себя чтение книг. На самом деле Монтессори говорила, что чтение музыки может произойти также естественно для ребенка, как и открытие связи устной и письменной формы речи. Точно также как дети в дошкольных классах получают радость от написания собственных историй, до того, как научатся читать книги, многие из детей придумывают свои собственные песни до того, как научатся читать музыку, написанную другими. В классах начальной школы детям больше всего нравится открывать для себя музыку других культур и исторических периодов.

Искусство представляет собой другой важный вид языка символов, его также нужно представить ребенку. Искусство, также как и музыка, стало частью жизни людей со времен зарождения человечества. Наскальные рисунки, сделанные древними людьми и изображавшие охоту на животных, являлись первым видом общения людей посредством символических изображений. Первый письменный язык изображал идеи условным графическим изображением, как например Египетская иероглифическая письменность. В конечном счете, финикийцы поняли, что, создавая маленький знак для каждого звука в слове, они могут снизить путаницу в использовании картинок предметов или действий, таким образом, подарив нам алфавит из 26 символов. Однако мы до сих пор иллюстрируем эти слова, созданные с помощью алфавита, для книг и литературы рисунками и живописью. Даже более того, в течение существования человеческой культуры живопись и рисование, не сопровождающиеся текстом, остаются особенным языком, с помощью которого люди выражают себя и общаются с другими.

Осознавая возможность ребенка передавать мысли через рисование до того, как он будет способен писать, Монтессори способствовала развитию этого умения. Создавая возможности для координации большого и указательного пальцев, она дала детям способность держать карандаш или кисть для рисования правильно уже к возрасту 18-20 месяцев. Первые картинки, которые рисуют дети, — часто круглые каракули, но к 3 годам дети уже могут объяснить, что они нарисовали «дерево» или «дом». Так как в учебных классах Монтессори все материалы для искусства постоянно доступны для детей, для них совершенно нормально добавлять иллюстрации к своему письму с самых первых дней. Поэтому дети 4 лет, которые составляли историю, используя Подвижный Алфавит , так как еще не умели писать, рисовали картинки, чтобы проиллюстрировать свои истории. Через эту картинку они были способны сообщать намного больше деталей, чем через письмо с помощью Подвижного Алфавита. Их творческая работа, помогая им развить способность к коммуникации и абстрактному мышлению, также способствовала развитию интеллекта. Выражать свои мысли через предмет искусства стало для них совершенно естественно, и они продолжают иллюстрировать свои «отчеты об исследованиях», используя не только графические, но и трехмерные представления диорам, скульптур или моделей из дерева или металла, что помогает объяснить энергию и активное взаимодействие, очевидное для посетителей классов Монтессори.

Хотя художественное выражение, также как и музыкальное, естественно для людей, окружающая среда значит многое. Родители играют ключевую роль в развитии способностей своих детей и в их понимании искусства. Также как и в случае с музыкой, мы хотим познакомить ребенка с лучшим из нашего культурного наследия, таким образом, чтобы взрастить в детях уважение к искусству. Очень важно не забрасывать ребенка слишком большим количеством художественных изображений, мы также ограничиваем количество книг, доступных для ребенка, и не оставляем музыку звучать на заднем плане. Очень полезно, однако, выбрать одно или два печатных изображения хорошей живописи, или даже оригинальную акварельную работу или фотографию, повесить невысоко на стене над кроватью ребенка. Повесьте ее достаточно низко, чтобы ребенок мог видеть ее без труда, но не настолько низко, чтобы он мог стащить ее вниз. Надеемся, что в других комнатах дома на стенах также висят произведения искусства, чтобы ребенок мог их изучать. То, как мы сами ценим искусство, является основным, и как пример, и как возможность для походов в музей, подходящих для возраста ребенка и уровня его интересов. Также родители могут включать биографии художников и иллюстрированные книги их работ в число тех, которые читают детям на ночь. Когда вашему ребенку исполняется 2,5-3 года, вы можете наполнить корзину карточками с изображениями картин и учить его их названиям: Ренуар «Две девочки за фортепиано» или «Ребенок в белом» и так далее.

Чтобы помочь детям создавать свои собственные произведения искусства, родителям нужно сделать материалы доступными, так чтобы они подходили развитию руки ребенка и способности организовывать простую деятельность. Мы рекомендуем предоставить вашему ребенку поднос с одним цветным карандашом и небольшой лист белой бумаги для рисования, когда ему исполнится 2.5-3 года, и у него разовьется точность движений большого и указательного пальцев. Вы можете разрезать бумагу 10х12 дюймов пополам, или на четыре части, и можете хранить ее как запасы для рисования и для живописи в дальнейшем. У цветных карандашей есть преимущества перед другими материалами для изобразительного искусства: в отличие от маркеров, они могут рисовать темными или светлыми оттенками в зависимости от степени нажатия на карандаш, и таким образом могут помочь ребенку ощутить контроль над рукой. В отличие от цветных мелков, они рисуют более твердо, и их легко сделать острее, если штрих становится размытым или неэффективным. Цветные карандаши также достаточно тонки для детской руки, в отличие от многих цветных мелков. Вы можете постепенно добавлять другие виды деятельности: рисование красками (сначала с одним основным цветом — красным, синим или желтым), рисование белым мелом на маленькой доске, лепку из глины, аппликацию (используя ножницы высокого качества, которые действительно режут), бисероплетение, нашивание пряжи на картон, и так далее.

Также как и в упражнениях жизненной практики, все материалы для занятия искусством организуются на подносах или в корзинках, и находятся под родительским контролем. Сначала всегда дается презентация того, как использовать тот или иной материал, и с ними всегда следует обращаться бережно. Это значит, что, если карандаш или глина оказываются у ребенка во рту, вам нужно отложить деятельность на другой раз. Так как от родителей требуется много внимания, матери полагают, что поставить маленький стол и стул ребенка в углу кухни — хорошая идея. Кухонный шкаф или полка могут стать прекрасным местом для хранения материалов для изобразительного искусства. В дополнение к корзинке или подносу с материалами для какой-либо деятельности, хорошо будет использовать доску из полимерных материалов или кусок гладкого картона, чтобы защитить поверхность детского стола. Мы также предлагаем использовать специальный фартук для изобразительной деятельности, а не тот, который используется для приготовления пищи или работы по дому. Также как и при других видах деятельности, фартук используется не столько для защиты одежды ребенка, а как часть организации процесса и служит напоминанием того, что ребенок занят особенным видом деятельности.

Прежде всего, необходимо избегать огромного количества структурированных материалов для изобразительного искусства и проектов, которые производятся для детей в огромных количествах. Так как дети взрослеют, это становится очень трудным для их родителей. После трех-четырех лет детей начинают привлекать наборы «Раскрась по числам», книжки-раскраски и установленные образцы всех видов, так как они не требуют тех усилий, которых требует воссоздание своих идей путем изобразительной деятельности. Однако на самом деле мы хотим, чтобы наши дети получили именно этот опыт уникальной внутренней энергии для отображения своих идей и научились выражать себя. Вместо того, чтобы покупать разные наборы и собирать заранее приготовленные модели, дайте ребенку «коробку для творчества», чтобы он мог создавать свои творческие проекты. Положите туда все разновидности инструментов для творчества: пустые катушки ниток, куски материи и обрывки бумаги, небольшие куски дерева, ершики для чистки, немного проводов — да все, что угодно, любые предметы, которые, если немного пофантазировать, могут быть использованы для создания чего-либо. Добавляйте новое в корзинку довольно часто: либо покупайте их в магазинах, либо используйте домашние подручные предметы. Приберегите полный набор цветных карандашей или акварельных красок до тех пор, пока ребенку не исполнится пять лет или более. Таким образом, у него будет много времени на эксперименты и он научится накладывать тени и смешивать цвета до того, как начнет пользоваться результатами чужих палитр.

Также мы не советуем вам посещать уроки изобразительного искусства для маленьких детей. Вместо них детям нужна возможность участвовать в специальном языке самовыражения, и открытие искусства естественным образом, само по себе, сделает это возможным. У детей появится много времени на изучение техники рисования, живописи и скульптуры, когда они пойдут в начальную школу. Маленьким детям нужны только родители, которые показывают им пример, и предоставляют доступ к подходящим материалам. Родителям нужно уважать попытки детей практиковать искусство и помочь им ценить и уважать культурное наследие, данное нам лучшими живописцами, скульпторами и архитекторами.


Игрушки и творческие игры

До сих пор мы говорили о коммуникации в человеческом языке, осуществляемой устным, письменным и художественным способами. Эта комбинация способов передачи информации дает нам богатую возможность думать и изучать наш мир, а также выразить себя в литературе, музыке, искусстве. Мы обсудили, что основа этих способов передачи — чувственный опыт познания реального мира, что на самом деле все развитие людей происходит из интенсивного взаимодействия с предметами окружающей среды. Мы проследили способы, с помощью которых можем помочь младенцу получить богатый чувственный опыт изучении мира через слух и зрение, осязание и чувства — сначала с помощью подвесных движущихся игрушек и погремушек, чтобы развить глаза и руки; потом с помощью презентации реальных предметов в миниатюре, затем с помощью предметов и их сопоставления с изображением на картинках, и, наконец, только с изображениями предметов на картинках.

Существует также второй инструмент, который мы используем для предоставления чувственного опыта младенцам. Малыш использует эти инструменты для манипуляции и создания языка и мысли. Мы имеем в виду традиционные игрушки, цель которых с точки зрения взрослых — игра. На самом деле, конечно, все объекты, которые мы даем маленькому ребенку, предназначены для игры. Как бы мы ни назвали их деятельность - игрой или работой - маленькие дети всегда вовлечены в открытие и познание всего, что находится вокруг них, и используют это для развития своего мозга.

Тщательный подбор игрушек также важен, как и выбор любой другой детали окружающей среды. Чтобы выбрать игрушки с умом, нам нужно вспомнить о нашей первостепенной задаче: помочь ребенку в самоформировании. Все любящие родители хотят вырастить ребенка, для которого мир разумен и понятен, который мудро рассуждает о мире, любит и уважает себя и других людей. Показывая, с какой заботой вы выбираете для него игрушки, вы даете знать своему ребенку, насколько он важен для вас. Вы делитесь с ним тем, что кажется вам красивым и содержательным. Тем самым вы помогаете ребенку, в свою очередь, искать красоту и логику в окружающем его мире. Иногда в ежедневных заботах родители забывают о том, каким великолепным, вдохновляющим и волшебным на самом деле для них является этот мир. Принимая разумные решения о том, что предоставить нашим маленьким детям, мы можем снова почувствовать это благоговение и уважение к миру.

Мы знаем, что дети от рождения скорее впитывают информацию, нежели логически ее объясняют. Они еще не способны к абстрактному мышлению и воображению, которое вытекает из мышления. Маленькие дети используют первые 6 лет жизни на то, чтобы постепенно развить свой потенциал к уникальным способностям человека. Все предметы, основанные на реальности, - не важно, сделаны они человеком или нет, - очень полезны для них на этом пути. Проблема возникает тогда, когда предметы, предоставленные детям для игры, изображают что-то фантастическое или дают неверную информацию о мире — такие, как фантастические создания вроде персонажей улицы Сезам или плюшевых медвежат красного цвета. К сожалению, эта трудность, вероятно, будет только увеличиваться для маленьких детей, так как изобилие таких игрушек в целом нарастает. Прогулка по магазину игрушек даст вам прекрасную возможность оценить масштаб этой тенденции.

Если ребенок к шести годам не сможет заложить прочную основу для интеллектуального, логического склада ума, который сможет размышлять о различных вещах, создавать идеи и обдумывать их, он неминуемо отстанет в развитии воображения и абстрактного мышления в начальной школе. Монтессори наблюдала, что между шестью и двенадцатью годами у детей развивается две основных дара человеческого самоформирования: логика и воображение. Ребенок возраста начальной школы использует эти подарки, чтобы стать независимым социальным индивидом, способным справляться со своими чувствами и чувствами других. Проблема возникает тогда, когда дети этого возраста проводят большую часть своего времени с неодушевленными предметами, такими как компьютеры или электронные игры. Такие предметы не отвечают им, не проявляют ответных чувств, как это делают люди и животные. Дети могут обращаться с этими предметами так, как им вздумается. От них не требуется никакого размышления над своими действиями. Они не получают ответной реакции, на основе которой у ребенка могли бы развиться забота и отзывчивость, как это происходит при общении ребенка с другим человеком. Такие предметы имеют тенденцию замещать реальное взаимодействие между членами семьи и друзьями, и таким образом создают основу для эгоцентризма.

Детей младше трех лет можно обманом заставить полюбить что-нибудь, что не сможет ответить взаимностью. Паула вспоминает, как однажды соседская девочка намеренно колола свою резиновую куклу в живот булавкой до тех пор, пока наконец не осознала, что ее любимая кукла не могла чувствовать то же самое, что и она. Способность любить реальных людей и других живых существ, а не материальные объекты, — естественный путь, присущий людям. Самым главным и возвышенным в человеческих особях является их способность любить и заботиться о другом существе, отличном от него самого, и таким образом постичь всю красоту творения. Это длительный процесс, однако, он требует большого опыта в реальной жизни. Таким образом, маленькие дети учатся, что для того, чтобы заполучить чью-то привязанность, не нужно тянуть собаку за уши или хвост или обижать старших братьев и сестер.

Что касается нашей современной культуры, мода на необычные игрушки то появлялась, то исчезала в последние годы. Помехой распространению таких игрушек стало их направление и реакция родителей. Производители игрушек, в общем и целом, служат собственным целям. Им нужно вызвать в ребенке (или взрослом) желание приобрести ту или иную игрушку. Если бы ребенку понадобилась та или иная игрушка, производителям было бы не нужно убеждать кого–либо в ее необходимости. Вся проблема с индустрией производства детских игрушек заключается в том, что ребенку требуются только несколько традиционных игрушек (кукла, плюшевые зверушки и кубики, например) для того, чтобы построить фундамент для игры с использованием воображения. Для того чтобы увеличить продажи, дизайнеры стараются приукрасить традиционные игрушки. Куклы не только разговаривают, но и делают то, что им скажешь. Плюшевые собаки не только лают, но и выполняют команды ребенка. Есть даже игрушки, запрограммированные на определенный голос ребенка, или выполненные по особому заказу, которые отображают индивидуальную внешность ребенка. Родители заинтригованы этими разработками. Однако реальность такова, что они не очень подходят для развития игр с использованием воображения.

Реакция родителей на все это изобилие игрушек также вызывает недоумение. В начале двадцатого века родители были озабочены в основном развитием характера своего ребенка. Они хотели быть уверены, что их дети будут способны справиться с неприятностями, которые непременно встретились бы им в личной или общественной жизни. Развитие характера включает в себя самодисциплину и способность пожертвовать каким-либо своим желанием ради своего блага и блага окружающих людей. Образование по системе Монтессори, развившееся в тот период, отражало эту основную направленность в формировании характера ребенка. Однако, сегодняшние родители все больше и больше говорят, что их основное желание заключается в том, чтобы ребенок был счастлив. В погоне за этой целью они балуют своих детей часто неосознанно, до такой степени, что это кажется поразительным для предыдущих поколений. Всем родителям следует помнить, что настоящее счастье возникает тогда, когда человек имеет характер, способен к самодисциплине и живет, внося в жизнь значимый вклад, а не просто имеет или делает то, что хочет.

Один из способов проверить ваш ответ на этот культурный посыл — определить должны ли вы дарить большие игрушки Bonanza на Рождество и дни рождения только затем, чтобы не чувствовать себя «Гринчем -похитителем Рождества», или может вы привычно проводите выходные в магазинах детских игрушек. Ни для ребенка, ни для родителя невозможно справится с бесконечным изобилием игрушек, и скоро дом переполняется ими. Как нам однажды сказала одна расстроенная мать детей двух и четырех лет: «Игрушки моих детей отравляют мою жизнь!»

Как отцы и матери, дедушки и бабушки мы думаем, что показываем детям, что любим их, когда дарим им вещи. На самом деле такая практика может сказать им совсем обратное. Дети могут заключить, что если люди дарят вам подарки, значит, они вас любят. Если получение подарков говорит вам о том, что вас любят, следующим шагом оценки своей ценности будет то, что ты имеешь, а не то, кем ты являешься. Правда в том, что очень маленькие дети могут любить только одну куклу, одну зверушку, а также немного других игрушек в одно и то же время. Этот опыт дает основу для взрослой жизни, в которой человек должен научиться любить одного супруга/супругу, одну семью, одну жизнь, вместо того, чтобы фантазировать о том, что возможно иметь «все сразу».

Какие основные игрушки следует родителю выбрать для своего маленького ребенка, чтобы они помогли его развитию, а не стали препятствием? Мы хотим, чтобы любой предмет, который мы даем ребенку младше трех лет для свободной игры, помогал нашей основной цели: связь с другими и понимание мира. Мы хотим избежать игрушек, которые отображают фантазию взрослого ума вместо того, чтобы заложить фундамент для богатого воображения в будущем. К сожалению, магазины игрушек наполнены подобными предметами для детей: пластмассовые гитары, которые не похожи на настоящие ни внешним видом, ни звучанием; домики для кукол, с которыми детям предполагается что-то делать, имеющие различные, не связанные между собой ручки, крутящиеся колеса, кнопки, звоночки и так далее — все эти детали, которые вы несколько дней держите дома, прежде чем поймете, что на самом деле это поезд или пожарная станция. Давать детям такие игрушки (иногда обозначаемые как «обучающие игрушки»), все равно, что конфета для поддержания физического состояния и здоровья ребенка вместо полноценной питательной еды. Такие игрушки не приносят долговременной пользы, так как они всего лишь развлекают его, и не требуют того, чтобы ребенок думал.

Машинки и грузовички попадают в эту же самую категорию не самых полезных игрушек для ребенка младше трех лет. Играя с ними, малыш просто имитирует случайные звуки и движения, но такие действия не помогают ребенку развить порядок во внутреннем мире. С другой стороны, игра с плюшевым медвежонком устанавливает связь с реальным животным, которое живет своей жизнью и способно к определенным чувствам и реакциям. Хорошенькая кукла представляет собой реальное существо, которое может дарить любовь. Маленький ребенок использует ее, чтобы повторять действия, которые происходят в доме: искупать, уложить спать, накормить, одеть и раздеть. Эта повторяющаяся игра помогает ребенку научиться есть и одеваться самому, ведет его к последующему отождествлению себя с куклой как с символом, обозначающим либо самого себя, либо членов семьи.

Однако, для того, чтобы помочь ребенку развить способность придумывать план действий, а позднее сценарий игры и основную сюжетную линию, ребенку нужны те виды деятельности, которые требуют серьезной мыслительной деятельности. Практические действия из обычной жизни, которые предлагала Монтессори, описанные в шестой главе, позволяют получить такой опыт. Нарезание морковки требует составление плана действий, которые устанавливают связь с последовательностью: вот предмет, у него есть начало, средина и конец, также как в любом сюжете. Ребенку нужно развить в своем уме основу для сюжетной линии, проигрывая ее в реальности и вычисляя последовательные контролируемые движения. Таким образом, ежедневная деятельность, хотя она и включает в себя реальный опыт общения и работы с настоящими предметами, играет основную роль в развитии детских игр с использованием воображения.

Выбирайте игрушки для детей младше трех лет, которые помогут им отличить реальное от нереального, найти порядок в мире и понять категории и процесс. Кукольный домик, например, обеспечивает часы творческой игры для детей старше трех лет. Но он также интересен детям восемнадцати месяцев, если вы показываете им, как рассортировать мебель по комнатам: кровати — в спальню; стол и стулья — в столовую; диван — в гостиную и так далее. Реалистичные модели животных, живущие в наши дни, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, обеспечивают возможности для игры ребенка. Если вы рассортируете их по корзинкам: дикие и домашние, различные породы собак, семьи животных с папой, мамой и детенышем (одного вида), животные Северной Америки; животные, живущие только в пустыне и так далее, — вы сделаете возможными дальнейшие открытия для вашего ребенка, давая ключи к упорядоченному мышлению. Когда вы в первый раз показываете своему ребенку корзинку с животными, вы можете выставить их в линию, внимательно называя каждого из них, используя этот опыт как языковую возможность. Меняйте эти корзины с животными в зависимости от интересов вашего ребенка. Повторения очень полезны, но будьте внимательны к тому, чтобы ваш ребенок мог получать радость, приобретая новые знания.

Даже автомобили, грузовики или кубики могут принести пользу вашему ребенку от пятнадцати месяцев до трех лет, если вы дадите ему некоторое направление и цель деятельности. Подготовьте корзинку трех идентичных предметов, которые различаются только по цвету (начните с основных цветов: красного, синего и желтого). Выставьте их аккуратно в линию и назовите предмет и его цвет: «синяя машинка, красная машинка, желтая машинка». Играйте в эту игру со своим ребенком, называя предметы, а в конце попросите дать вам ту или иную машинку. Цель этой игры — поделиться знанием о мире с вашим ребенком. В другую корзинку вы можете положить три других средства передвижения одного цвета и называть их ребенку: «машина, грузовик, автобус». В другой игре вы можете подразделить на категории разные виды грузовиков: «самосвал, пожарная машина, эвакуатор».

Опять же ваша единственная цель — дать вашему ребенку ключ к познанию мира. Таким образом, вы можете сказать своему ребенку: «О, смотри, это эвакуатор», а не «Что это?». Как мы только что упомянули, вопрос «Что это?» обозначает тестирование знаний, а не подарок знания от родителя ребенку. Взрослые знакомы с теорией «проверки» со своих школьных дней. Такие проверки совершенно не подходят для маленьких детей. Всегда называйте предмет сами: «Это эвакуатор» или «Где эвакуатор?» Вы превращаете действия с неодушевленными предметами в значимый опыт для вашего ребенка, обучая его языку, на котором говорит его мир. Этим способом вы сделаете возможным его дальнейшее развитие, а также получите радость от того, что делитесь с малышом своим опытом. Животные инстинктивно передают детенышам определенные навыки, необходимые для выживания на земле. Человеческие знания — это немного другое, так как они должны отражать время, место и культуру, в которой мы живем. Нам нужно делать сознательные усилия, чтобы передать знания нашим детям посредством языка. Основные принципы, которыми нам следует руководствоваться, осуществляя этот процесс: следовать от простого к сложному, использовать повторение и «учить» короткими интервалами, не более чем по 5 или 10 минут каждый.

Деревянные кубики — игрушка, прошедшая проверку временем, которую можно использовать для того, чтобы преумножить знания ребенка или вдохновить его на собственные открытия. Если возможно, всегда отдавайте предпочтение деревянным предметам, а не пластиковым. Дерево предлагает детям разнообразный опыт: красивая деталь с разным древесным рисунком – дуб или клен; разнообразие запахов, как, например, у сосны или березы; разный вес, как у изделий из тика или осины; разнообразие звуков, которые издаются при ударе о дерево. Далее, деревянные предметы учат детей уважать мир природы. К ним нужно относиться с заботой, если мы хотим, чтобы они прослужили долгое время. Дерево — натуральный продукт, который мир всегда дарил нам, и надеемся, всегда будет дарить. Детям нужен этот опыт общения с предметами из мира природы. Он служит напоминанием о нашей ответственности за сохранение и разумное использование природы. С другой стороны, пластик — это рукотворный материал, который фактически неразрушим и не требует особой заботы. Но он не дает ребенку все разнообразие чувственных ощущений. В дополнение, так как человечество постоянно изобретает новые материалы, он едва ли останется частью мира навсегда.

Положите в корзину набор кубиков для общего исследования и игры. Вы можете сделать еще одну корзинку, состоящую из предметов следующих форм: 1 призма, 1 цилиндр, 1 конус и так далее. Назовите и выстройте их по порядку. В другую корзину положите два предмета каждой формы. Возьмите треугольную призму и скажите: «Я собираюсь найти другую треугольную призму». Выставите все предметы в ряд, попарно. Выберите только одну геометрическую форму, например, призму. Положите шесть из них в корзинку и используйте их для постройки башни или чего-либо другого.

Даже маленькие дети могут использовать деревянные кубики для строительства по своему усмотрению. Им также может быть полезен небольшой вклад родителей в эту деятельность. Позвольте им создавать и строить, так как они хотят. Однако, проходя мимо, если хотите, можете сказать обыденным тоном: «Можно мне попробовать?». Предложите какую-нибудь идею, а потом идите дальше. Ваша цель— сделать игру ребенка более интересной с теми вариантами, найти которые не хватает знаний или умений. Вам нужно быть очень внимательными, чтобы не начать контролировать ребенка и не форсировать события.

Все дети очень разные. Поэтому, количество той помощи, которую нужно предлагать ребенку (ни слишком много и ни слишком мало), тоже очень сильно различается. Творческие наблюдения за вашим ребенком необходимы с самого рождения. Это единственный способ понять, в чем уникальность вашего ребенка, и как вам подстроится под его уникальность. Вы должны знать своего ребенка на самом глубоком уровне, чтобы делать правильные шаги, те, которые помогут и поддержат и в игре, и в работе, а не будут мешать.

Наконец, существуют игрушки со встроенной задачей, которые вы можете делать или покупать ребенку с младенчества. Эти игрушки помогают специфическим аспектам самоформирования. Мы обсуждали в Главе 4 некоторые из этих игрушек, которые способствуют развитию руки и мозга ребенка. Будьте очень внимательны в вашем выборе. Как мы обсуждали, слишком яркие пластиковые паззлы и головоломки «Busy Box» — неважный выбор. Busy Box может гудеть, когда ребенок ударяет по кнопке, колокольчик может звенеть, когда ребенок поворачивает колесико, но это не имеет никакого смысла. Ребенок заинтересован в причине и самом эффекте, но он не может видеть, как это происходит. Колокольчик спрятан от глаз. Не существует причины для реакции или результата его движений. Это бездумное «развлечение».

Напротив, деревянный шарик, который ребенок бросает в коробку через отверстие в выдвижной крышке. Такие игрушки разработаны для того, чтобы ребенок мог постепенно начать догадываться, что происходит. Он может ответить на свои собственные вопросы: «Куда делся шарик?» или «Что он стукнул, когда раздался звук?», «Почему крышка выдвигается?», «Почему крышка не отваливается совсем?». Тем временем, он практикует более точные движения руки и посылает информацию в мозг. Он берет шарик и ощущает его форму и температуру. Он целится в отверстие в крышке, бросает шарик и слышит звук, когда тот ударяется о дно коробки. Он берется за кнопку и чувствует, какая она на ощупь. Он движет рукой, выдвигая крышку. Он отпускает кнопку и хватает мяч. Эта игрушка дает знание, которому стоит учиться: а именно, реальность не меняется.

В свою очередь, в чем смысл знания про собранную модель поезда из конструктора Busy Box, фантастических пришельцев из космоса, нереалистичных животных или странных людей, которых придумали взрослых. Даже более взрослые дети переигрывают сценарий, придуманный взрослыми, играя с такими игрушками, вместо того, чтобы использовать собственное воображение. Если вы дадите детям деревянные кубики или модели реальных зверей и животных, они смогут свободно создавать свои собственные истории. Когда это сделано, имитация и ролевая игра у очень маленьких детей постепенно вырастает в развитую игру с использованием воображения у шестилетних детей. В такой игре, дети могут взять кубик и представить, что это лодка. Они способны сделать это и в более старшем возрасте, так как они могут удержать образ лодки в своем уме. Вот почему вы не видите шестилетнего ребенка, бегающего тут и там с лодкой и кричащего «бррррр». Напротив, они создают место, куда можно пришвартовать лодку. Они разрабатывают пристань и придумывают сюжетную линию. Именно в это время кукольные домики становятся настоящим движущим средством игры на воображение.

Однако, остерегайтесь слишком определенных игрушек для детей начальной школы: набор по уходу за игрушечными домашними животными за 75 долларов и тому подобное. По сравнению с заботой ребенка о живой собаке с помощью настоящих предметов, время, потраченное на такую игрушку - это абсолютно бессмысленный опыт. Важно позволять ребенку создавать свои собственные инструменты для игры на воображение. Ему нужны коробки, листы, подушки, палочки и домашние принадлежности, например, рулоны туалетной бумаги, резиновые ленты и веревки. Мы отнимаем у наших детей возможность придумывать что-либо самим, когда даем им лишающие свободы игрушки и виды деятельности. То, что мы сделали в своей культуре — это заменили способность ребенка создавать что-то самостоятельно на продукты дизайнерской мысли. Дети теряют уверенность в своей способности создать свой собственный дизайн, потому что они сравнивают свою работу с тем, что придумали взрослые, и понимают, что их работа сильно проигрывает. Например, существуют наборы Лего, они сделаны для того, чтобы собирать предметы по инструкциям, например самолет или космическую станцию. Ребенок следует четким указаниям, намного больше, чем, если бы мы объяснили ему, как собрать паззл. Это одноразовый опыт для ребенка. Когда предмет собран, деятельность закончена. Самое плохое в этом то, что если одна деталь потеряется при последующей разборке, игрушка станет бессмысленной. Оставшиеся куски полетят в кучу других неполных наборов.

И наборы для сборки, и различные неразборные предметы - все эти готовые игрушки существуют благодаря нынешнему изобилию, а пластик дешев и легко поддается деформации. Мы используем эти игрушки, чтобы развлечь детей, в то время, когда им нужно больше опыта в овладении творческой деятельностью. Ребенка привлекают эти игрушки, потому что они разработаны, чтобы привлечь к себе внимание ребенка. Он просит нас купить их, и мы слишком часто соглашаемся, даже если осознаем, что ребенок не может знать, что будет для него самым лучшим. Линн помнит то время, когда она проигрывала детскую музыкальную запись, готовясь продемонстрировать родителям, какую музыку не стоит давать слушать детям. Запись была примером металлического звучания и примитивных стишков, которые часто производятся для детского потребления. Ее семилетняя дочь услышала эту музыку случайно и сказала: «Мне нравится эта музыка. Надеюсь, ты мне ее отдашь».

Мы не можем защитить наших детей от трудностей жизни, но можем подготовить их к ним. Мы можем научить наших детей уважать деньги, научить выбирать вещи и беречь их. Вопрос не в том, как много мы можем себе позволить. Проблема в расточительности и недостаточном понимании, того, что нам уже дано. Достаток подразумевает ответственность и понимание того, что излишками нужно делиться с теми, кому повезло меньше.

Разумеется, будет мало пользы, если вы обеспечите вашего ребенка игрушками и материалами для творческих игр (не просто для развлечения), но у него не будет времени или места для этого. Не планируйте занятий (даже полезных) на каждый день. День дома и во дворе полон приключений для маленького ребенка. Даже в начальной школе, одного или двух занятий в неделю будет достаточно. Большая нагрузка не оставляет ребенку времени на размышление и воображение. Обустраивая детскую (или другую комнату в доме), предусмотрите в ней место для тихих игр. Также создайте небольшие пространства в других комнатах: тихий уголок в углу с корзиной кубиков (или мягких игрушек), или поставьте за диваном небольшое кресло-качалку вместе с корзиной с тремя или четырьмя книгами внутри.

Родители постоянно рассказывают нам, что именно игрушки, подаренные другими людьми, мешают им ограничивать количество игрушек у детей. Один родитель рассказывал нам об достаточно большом экскаваторе, чтобы на него можно было сесть, подаренном его четырехлетней дочери на день рождения любящими бабушкой и дедушкой. Вы можете спокойно убирать такие игрушки в кладовку, подарить ее кому-нибудь или отдать в дом бабушки и дедушки на случай визита к ним. Дайте каталог Майкла Олафа своим родителям (или другим членам семьи), и тактично заметьте, что вы надеетесь, что они будут использовать его при выборе подарков для детей. Помимо предложения подходящих подарков для маленьких детей, этот каталог также кратко описывает развитие ребенка каждого возраста. Также полезно выбирать подарки и с помощью других источников. Так как вашим родителям будет интересно, сочтут ли их внуки набор для уборки или выпечки хорошим подарком, сфотографируйте их за этими занятиями и пошлите своим родителям фотографии. Объясните своим родителям, что презентуя детям только одну качественную плюшевую игрушку на Рождество или день рождения, мы способствуем развитию игр с использованием воображения. Когда вашему ребенку исполнится три года, у него будет несколько таких любимых животных, и вы можете рассказать своим родителям о том, как творчески играет с ними ваш ребенок. Если и это не сработает, выставляйте все излишние подарки дедушек и бабушек, когда они придут навестить вас, объясняя, что вы бережете их на особый случай. Когда они уйдут, вы может отложить их снова до другого визита. Как мудро сказал нам один родитель: «Когда вы едете в Рим, поступайте как римляне, а если римляне приезжают к вам с визитом, то все равно, поступайте, как будто бы вы были в Риме».

Помогая нашим детям пройти путь к освоению устной и письменной речи, к художественному самовыражению, полностью развитому воображению и ролевой игре, очень важно помнить, что именно язык позволяет нам привнести в жизнь радость. Это самый прекрасный подарок, который мы можем преподнести нашим детям. Через язык мы делимся знаниями о мире, о том, как он прекрасен. Мы говорим о том, что для нас важно и о том, что кажется нам интересным, о ценности каждого аспекта жизни - не важно, история это или наука, математика или искусство, религия или любой другой культурный или социальный аспект. Язык — основа нашего интеллекта и нашей цивилизации. Это способ, с помощью которого мы делимся и накапливаем мудрость для будущих поколений.


< Глава 7 | Содержание | Глава 9 >

Наши центры

г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

+7 (926) 232 00 15 +7(499) 431 37 47

м.Проспект Вернадского м.Мичуринский Проспект

Посмотреть на карте

 

Посмотреть на карте

 

Монтессори детский сад. Приходите в гости!

CAPTCHA