Введение

В начале 20-го века Мария Монтессори, практикующий врач и профессор антропологии в Римском Университете, представила академическому миру потрясающую идею. Она утверждала, что человеческий младенец рождается как «незавершенное» существо, уникальная задача которого состоит в том, чтобы закончить свое формирование. Строительство самого себя продолжается в течение целого периода детства вплоть до взрослого состояния: от рождения до двадцати четырех лет. Такое заявление являлось революционным и неизбежно привело ко второму удивительному заключению. Образование должно начаться в момент рождения ребенка. Более того: нам надо пересмотреть содержание этого образования. Оно больше не может быть сосредоточено на простом вливании знаний в ребенка с уже зрелым мозгом – ум ребенка еще не готов к восприятию этих знаний. Образование должно помочь детям построить свой ум и продолжать строить его до тех пор, пока в двадцать четыре года не будет достигнута зрелость.

В течение всех предыдущих столетий педагоги считали ребенка сформированным существом и неким «транспортным средством», готовым к получению знаний, ранее открытых человечеством. Каким же образом Монтессори приходит к заключению, что ребенок не есть миниатюрный взрослый, но абсолютно другое существо! Что позволило ей использовать этот уникальное открытие и развить абсолютно новый подход к образованию?

Мария Монтессори была женщиной огромного ума и энергии. Нужно было обладать храбростью и неунывающим духом, чтобы выжить во времена мировых войн и революций. Ее отличительной чертой было сострадание ко всем формам жизни. Несмотря на хорошие способности к математике, удивительная восприимчивость к потребностям человека побудили ее выбрать медицину в качестве своей профессии. Сострадание к человеческой жизни, а также практический опыт в области медицины означало, что ее ум был хорошо подготовлен к наблюдению за детьми и открытиям, к которым привели эти наблюдения.

Однако, не только наблюдения являются вкладом Монтессори в прогресс человечества. Для того, чтобы понять широту ее открытий и их значение для нашего будущего, мы должны обратиться к ее поиску человеческого духа в ребенке. Лучше всего можно проиллюстрировать этот пункт, описывая опыт работы с детьми в ее медицинской карьере. Монтессори была молодым медицинским доктором в Риме, когда ей поручили отвечать за здоровье несчастных детей в городских приютах. В своих письменных работах Монтессори называла этих детей "умственно отсталыми", так как они сильно отставали в развитии. По правде говоря, эти дети представляли собой весь возможный набор несчастий: это были сироты или те, то кого отказались родители, глухие или слепые, физически или умственно отсталые. Помещенные в нечеловеческие условия, они вели себя больше, как животные, чем как люди.

Во время еженедельных посещений, сострадательный молодой доктор искала намеки на человечность в поведении этих детей, а, следовательно, и способ достучаться до них. В своих работах она описывает одно посещение такого приюта и наблюдение за жизнью детей, ползающих по полу и собирающих крошки, оставшиеся после еды. Наставница, чья смена была в тот день, видела в этих детях только жадность. Монтессори заметила, что, несмотря на то, что у малышей не было ничего, чем можно было бы манипулировать или, что можно было бы исследовать, они, тем не менее, не ели подобранные крошки. Они упражнялись ими с помощью рук и пальцев. Но почему? Какую потребность человека удовлетворяло такое действие? После продолжительного наблюдения и исследования Монтессори постепенно начала понимать, что эти дети – тоже люди, и они тоже развивают свой интеллект, с помощью наших пяти чувств, и особенно через взаимодействие руки и головы. Поскольку наш мозг строит себя через «петлю» обратной связи от руки до мозга и обратно, Монтессори заявила, что ничто не может быть дано мозгу, прежде чем оно дается руке. Ее заключение состояло в том, что абстрактные идеи и вся возможная информация должны быть сначала даны маленькому ребенку в конкретной форме – той форме, которую можно будет обнаружить и исследовать. Собственно, с этого начального понимания развития мозга у маленьких детей, основанного на практическом опыте работы с детьми в экстремальных условиях приюта, берут свое начало все материалы Монтессори, так широко распространенные сегодня во всем мире.

В первые годы двадцатого столетия, когда Мария Монтессори только начинала свою работу с детьми, весьма распространенной была теория о том, дети имеют дьявольскую природу, нуждающуюся в исправлении. С точки зрения двадцать первого столетия это кажется странным умозаключением. Устаревшие понятия, суеверия и вера в волшебные силы из предыдущих столетий, возможно, внесли недюжинный вклад в это убеждение. В последующие годы маятник нашей культуры качнулся в противоположную строну: дети стали считаться хорошими от природы. (сноска: для более ясного и основательного описания этой теории смотрите книгу James Davison Hunter, The Death of Character (Basic Books, 2000)

У Монтессори, как у настоящего ученого, был объективный взгляд на природу ребенка. Она делала акцент на ребенке как на несформированном, но по-человечески духовном существе. Это нейтральное представление о "хорошести" или «плохости» ребенка дало Монтессори возможность свободно наблюдать детское поведение без оценок и суждений.

В процессе поиска человеческого духа в каждом ребенке, Монтессори постепенно открывала стадии развития, которым следуют все дети и молодые люди. На каждой стадии проявляются некие жизненные силы, которыми природа наделяет людей, дабы помочь им достичь тех или иных целей. На основе идеи о периодизации развития человека были созданы методы, призванные помочь в этом путешествии к взросллсти. Монтессори заметила, что дети моложе шести лет очень эгоистичны, и даже эгоцентричны в своих действиях и отношении к другим людям. Ей важно было понять смысл этого явления. Оказалось, что эгоцентризм и есть естественный двигатель развития маленьких детей, обеспечивающий энергию для саморазвития. Вместо того, чтобы осуждать и корректировать поведение ребенка, в течение первых шести лет жизни, надо поддержать ребенка. Тогда будет возможным (конечно, не без надлежащей помощи взрослых) становление маленького ребенка в сильного взрослого человека, способного к независимому действию, самодисциплине, с развитым языком, а также основными академическими навыками письма, чтения и математики: другими словами, превращение ребенка в личность, способную внести реальный вклад в жизнь других людей.

М. Монтессори отметила и другие особенности детей моложе шести лет. Все они на разных стадиях развития проходят периоды интереса к разным видам деятельности. Например, есть период интенсивного впитывания порядка, развития языка и умения ходить. В течение каждого из этих временных отрезков, разных по продолжительности от нескольких месяцев до нескольких лет, ребенок столь сосредоточен на развитии какого-либо навыка, что игнорирует все другие, несмотря на то, что ранее они могли представлять для него большой интерес. Уровень его энергии и целенаправленность усилий при решении той или иной задачи развития могут быть экстраординарны, но они также резко заканчиваются, как и начались. Монтессори называла эти отрезки времени сенситивными периодами.

Другое явление, которое Монтессори наблюдала у детей моложе шести лет, касалось их умственных способностей . Если ум ребенка не сформирован при рождении, как же малыш узнает об окружающем мире? Как сможет получить чувственный опыт и создать знание из этих впечатлений? Ясно, у ребенка должны быть некие иные способности учиться, отличные от способностей зрелого человека, с его уже сформированными нервными структурами и синапсами. Монтессори ответила на этот вопрос так. Вероятно, у ребенка есть способность впитывать окружающий мир, просто существуя в нем. То есть, малыш обладает особой абсорбирующей способностью, не основанной на выборочности. Все, что доступно для чувственного исследования сразу же отпечатывается в несформированном сознании малыша. Этот феномен первых шести лет жизни – способность впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу из среды, Монтессори назвала "впитывающим разумом". Когда приходит время, впитывающий разум (так же как и сенситивные периоды) исчезает, и появляется новый способ обучения. Первые шесть лет жизни, благодаря которым ребенок получает естественное развитие и уникальную способность использовать впитывающий разум и сенситивные периоды, Монтессори считала первым и главным планом взросления человека.

Психологические особенности и умственные способности детей после шести лет отличаются от тех, какими обладают малыши. Монтессори не пыталась изменить поведение детей, она хотела понять его. Она, например, отмечала, что дети начальной школы между шестью и двенадцатью годами, начинают интересоваться своими сверстниками, но теперь не с точки зрения эгоизма младших, а из подлинного любопытства и желания понять мысли и действия других на более глубоком уровне. Вместо того, чтобы сосредоточиться на чувственном исследовании мира, они хотят теперь отдать свою энергию общению и совместным действиям с другими детьми. По существу, они превращаются из "сенсорных исследователей» в "социальных исследователей". Это превращение представляет собой экстраординарный сдвиг в фокусе детского внимания.

Кроме того, теперь ребенок способен, основываясь не на знании других, а на использовании своего собственного интеллекта и воображения, различать реальное и нереальное, хоть и на детском уровне. Между сенситивными фазами первого периода развития и второго нет параллелей, но есть признаки определенного интереса, которые помогают ребенку проявить свою социальность. Монтессори называла их «психологическими особенностями». Они включала в эти особенности живое взаимодействие детей с проблемами добра и зла, правосудия и несправедливости, лояльности и нелояльности, а так же с традициями людей, правилами и ритуалами их жизни. Старшие дети имеют экстраординарную энергию, они физически более здоровы, чем малыши. Имея в своем арсенале огромный интерес к различным проявлениям жизни и недавно сформированную способность рассуждать, они находится в самом интенсивном периоде обучения. Монтессори называла этот период "интеллектуальным периодом". Благодаря своей физической и умственной силе, большому интересу к жизни, а также способности воспринимать абстрактные вещи, ребенок в это время является приятным компаньоном и для своих родителей.

Монтессори называла годы от шести до двенадцати "вторым периодом развития". Поскольку дети больше не погружены в свой внутренний мир, способны к абстрактной и образной мысли, искренне интересуются идеями и действиями других, Монтессори считает, что к ним необходим совершенно другой подход, полностью отличающийся от работы с детьми первого периода развития. В первый период она проектировала для детей дидактические материалы, прежде всего, индивидуального пользования. Малыши работали рядом друг с другом, могли свободно общаться, спонтанно помогая менее опытным, узнавали, как принято относиться к другим детям в группе. Метод же работы с детьми второго периода развития основывается на новоприобретенном интересе ребенка к своим одноклассникам и помогает детям конструктивно работать в группе, достигая той или иной цели в совместной работе или общем проекте.

Монтессори создавала учебный план для начальной школы, основывая его на образных историях, которые поддерживали основную структуру и единство полученного знания. Отталкиваясь от этой комплексной основы, дети могли получить более подробную информацию, продолжая свои исследования в интересующих их областях. Помогая им в этих исследованиях, Монтессори создала элементарные материалы, дающие возможность детям, работая, прежде всего, в маленьких группах, перейти от конкретных представлений к обобщающим понятиям. Она сделала эти материалы так же гениально и практично, как и материалы для индивидуальной работы младших.

Как известно, Монтессори волновал вопрос человеческого духа в каждом ребенке. Поэтому материалы, связанные с музыкой и искусством, становятся в начальной школе неотъемлемой частью подготовленной среды. В ее школах эти материалы были для детей в свободном доступе, и не выносились за пределы классной комнаты. Смысл такого понимания детской жизни состоял в том, что свободное выражение человеческого духа не есть сакральные действия талантливого меньшинства, но деятельность, понятная и доступная всем. Красота и естественность, с которой ученики начальной школы Монтессори иллюстрируют каждую часть своей работы, являются вполне достаточными доказательствами объединения артистического самовыражения с академической работой.

Первый и второй периоды развития, занимающие двенадцать лет жизни человека, заканчивают его детство. К двенадцати годам ребенок становится полностью сформированным. Теперь начинается абсолютно новый период жизни. Чтобы освободить место для него, должен произойти распад предыдущего уровня. Поэтому, воторй период, особенно первые три года (12-15 лет), являются несколько парадоксальными. С одной стороны, огромный потенциал новых сил, с другой – большая уязвимость и хрупкость, подобная проявлениям ребенка первых трех лет жизни. Подростки 12 – 15 лет внезапно и по необъяснимым причинам уходят в себя и становятся эгоистичными. Они думают, что все люди замечают каждую маленькую деталь, касающуюся их личности, и только они сами виновны во всем, что с ними случается, не важно с положительным или отрицательным результатом.

Как и ребенок в первые годы после рождения, подросток переживает интенсивный физический рост. Его умственные способности меняются. Состояние здоровья становится более уязвимым, он нуждаются в специальном питании, большем количестве сна, а так же в сбалансированном режиме дня с большим количеством времени для рефлексии и самовыражения. И, возможно, наиболее важный момент – возросшая потребность в близком человеке, непосредственном внимании со стороны взрослых. Примерно так же было и в первые три года жизни. Разница состоит в том, что на этот раз взрослые – это не только родители. Подросток уже знает, что представляет собой его семья и во что она верит. Это знание было впитано им еще до подросткового периода жизни. Психологические особенности подростков призваны помочь им определить, как живут и удовлетворяют свои человеческие потребности члены других сообществ. Для такого исследования им нужны наставники вне их непосредственных семей. В то же время подростки нуждаются в близких товарищеских отношениях с ровесниками, дабы побороть одиночество и принять их идеи. Проходя сквозь все эти изменения, ребенок как бы исчезает, и постепенно появляется взрослый. Таким образом, Монтессори определяла время от пятнадцати до восемнадцати лет жизни как третий период развития, и отмечала его схожесть с первой половиной детства.

Заключительный период, от восемнадцати до двадцати четырех лет, показывает стабильность и интеллектуальное расширение второй половины детства, интеллектуального периода жизни ребенка. Этот четвертый план завершает стадии формирования взрослого. С его окончанием взрослый полностью сформирован. Если все стадии были пройдены успешно, человек становится зрелой личностью, готовой мудро и ответственно жить в служении человечеству.

Принимая во внимание такую периодизацию развития, Монтессори определяет и новую цель образования. Целью образования по Монтессори является процесс помощи "развитию сформированного человека, ориентирующегося в окружающей среде (то есть, знающим свое место во Вселенной) и приспособленного к месту, времени и культуре (готовый принять вызов определенного исторического периода)".

У детей, рожденных в каменном веке или в современном техногенном мире, одинаковые духовные потребности, состоящие в том, чтобы выжить и приспособиться к жизни людей своего времени и места. И единственным смыслом жизни людей на Земле является наша способность удовлетворять свои духовные потребности в гуманистическом самовыражении через искусство, музыку, религию и любовь к людям. Используя именно эти средства, мы вносим свой вклад в культуру и в жизнь своей социальной группы, а также получаем возможность изменить их к лучшему, ведь мы одновременно являемся духовными и социальными созданиями.

Исходя из этой концепции Монтессори, родительская цель не может состоять лишь в обеспечении личного счастья их собственного ребенка. Важно интегрировать его в общечеловеческий процесс эволюции. Монтессори считала людей агентами эволюции жизни на Земле. Людям удалось изменить лицо Земли. Создавая и изменяя ход жизни растений и животных, мы вышли за рамки физических ограничений в коммуникации. Путешествуя в Космос, мы проникли и начали пристально изучать возможности человеческого разума. Монтессори считала, что каждый ребенок играет свою партию в непрекращающемся процессе развития человеческого разума и преобразования Вселенной. Она называла эту индивидуальную ответственность "космической задачей ребенка". Период, в котором ребенок делает это открытие, охватывает начальную школу, между шестью и двенадцатью годами. Монтессори подчеркивала важность понимания детьми своей личной роли в общечеловеческом контексте и внутреннего убеждения, что качество их нынешней жизни непосредственно зависит от подарков прошлых поколений. Она включала в учебный план начальной школы ознакомление с достижениями человечества и уделяла особое внимание проявлению уважения и благодарности к истории человечества. Дети возраста начальной школы особенно нуждаются в героях из прошлого и признании, что они сами есть часть того великолепия, которое являет собой театрализованное представление человеческой цивилизации. Именно во втором периоде развития должны быть посеяны семена уважения к достижениям человечества и преемственности цивилизации. Однако, достигнуть этой цели будет сложно, если работа первого периода, заключающаяся в построении сильной индивидуальности ребенка, не была успешно завершена. Вот почему центральное место в этой книге занимает именно этот первый период, особенно первые три года жизни ребенка.


< Предисловие | Содержание | Глава 1 >

Наши центры

г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

+7 (926) 232 00 15

м. Проспект Вернадского

м. Мичуринский Проспект

Посмотреть на карте

 

Посмотреть на карте

 

Приходите в гости!

CAPTCHA