Глава Седьмая. Забота о самом себе

Познакомьте ребенка с вилкой, когда ему будет от двенадцати до четырнадцати месяцев. Попробуйте нарезать на маленькие кусочки мягкий хлеб или тост и помочь ребенку наткнуть их на вилку. Дети различаются в своих способностях, но большинству уже довольно успешно удается пользоваться ложкой и вилкой, а также пить из собственного стакана к пятнадцати месяцам. Эти достижения дают ребенку понять: «Ты — способный человек, который может позаботиться о себе сам, а не ждет, пока это сделают другие!».

Хотя малышу пятнадцати месяцев по-прежнему требуется самостоятельный опыт, а также собственный стол и стул для еды, он уже вполне может присоединиться к семье и поужинать за большим столом вместе со всеми — это доставит всем членам семьи много радости и пользы. Однако, для этого потребуется, чтобы длительность приема пищи была оптимальной для малыша и ужин начинался достаточно рано. Поэтому вы вполне можете покормить ребенка пораньше, а затем присоединиться ко всей семье в шесть часов, чтобы перекусить фруктами или выпить молока. Когда кроха садится за большой стол, ему лучше подставить стул среднего размера, нежели использовать взрослый. Такие стулья можно приобрести в магазинах детской мебели. Эти стулья отличаются от обычных тем, что имеют ступеньку, которая помогает ребенку взобраться на стул самостоятельно. Также об эту ступеньку можно опираться, сидя на стуле. Стулья для детей пододвигают прямо к столу, не используя дополнительную подставку для еды, характерную для стульев больших размеров. Таким образом, ребенок не заперт внутри стула, а может слезать и залезать на него сам. Опять же это дает ребенку понять: «Ты — не тряпичная кукла, которую ставят туда, куда нужно. Ты можешь сам добраться до своего места».

Заканчивая наш разговор о том, как помочь ребенку приобрести самостоятельность во время приема пиши, мы хотели бы поделиться с вами следующей историей. Обратите внимание, что перед тем, как пригласить свою дочь к столу, мать сначала удостоверяется, что ребенок действительно голоден. Однажды мы пришли в гости к Марии 11 месяцев и ее маме. Когда мы приехали, Мария как раз только проснулась и с огромным интересом изучала большую коробку, которую ранее привезла компания «FedEx»(«служба доставки»). Она вставала на ножки, держась за коробку двумя руками. Мать сказала ей: «Нам пришла посылка. Это коробка». Исследовав коробку со всех сторон, она взглянула на стол, стоящий рядом, и сказала: «Да». Она смотрела на металлическую лошадь из Таиланда, которая стояла на столе. Мать сказала: «Ты хочешь взглянуть на лошадь. Присядь и сможешь посмотреть». Затем она дала ей лошадь и произнесла: «Теперь ты сидишь. Можешь взглянуть — это лошадь из Таиланда». Мать присела на пол рядом с ней. Мария исследовала лошадь, движения ее рук и пальцев по туловищу лошади были удивительно точны. Затем она начала возить лошадью по руке. «Давай не будем возить лошадь по руке» - сказала мать и повторила: «Лошадь. Лошадь». Мария остановилась, посмотрела на лошадь и потом снова продолжила возить лошадью по руке. На этот раз мать забрала лошадь и поставила ее обратно на стол. Она сделала это достаточно уверенно, но мягко, поэтому у нас сложилось впечатление, что это повторялось уже не один раз. Мария же вернулась к изучению коробки.

«Ты хочешь есть?» - спросила мать. «Коробка. Потрогай коробку». И снова через пару минут: «Ты хочешь есть?». После того, как Мария еще чуть поизучала коробку, мама сказала: «Может, пойдем обедать? Пошли со мной на кухню». Наконец, Мария поползла на кухню за матерью. «Давай наденем фартучек — я накрою тебе на стол».

Мать сказала нам, что приготовила Марии обед сразу после завтрака. И сейчас за пару минут подогрела его в микроволновой печке. Она объяснила, что всегда оставляет еду от своего ужина в предыдущий день, чтобы Мария могла съесть ее на обед. Также она приготовила немного йогурта и поставила небольшой кувшин сока на подставку рядом с ней. Она сидела на очень маленьком стуле за столиком. «Ты готова кушать? Сначала нужно сесть на стул». Через минуту повторила: «Мы начнем, когда ты сядешь». На этот раз Мария быстро подползла к столу, залезла на стул, который был прижат к стене, и уселась в него. Потом снова с него слезла. Ее мать пододвинула стол к стулу так, чтобы Мария не могла легко с него слезть. Она объяснила, что находит маленькие столики для еды более практичными, нежели высокие стулья, которые использовала ранее. «Теперь еда не упадет на пол» - объяснила она. «Она уронит ее на стол. И я смогу положить ее обратно в тарелку. Я думаю, ей просто было интересно наблюдать, как еда падает на пол с большой высоты [стула]».

Мария начала пальцами класть еду себе в рот. «В твоем рту много еды», «Не хочешь поесть ложкой?». Мать положила немного йогурта на вторую ложку и подала Марии. «Ешь сама». Мария очень аккуратно положила ложку себе в рот. «На твоей ложке достаточно йогурта»,- сказала мать. Мария зачерпнула еще немного йогурта. Мать положила немного йогурта на ложку, с которой кормила Марию, рассказывая о том, что Мария только три дня назад начала сама пользоваться ложкой. «До этого она лишь стучала ложкой и бросала с нее еду». Потом она сказала Марии: «Это ложка, которой я собираюсь пользоваться». Мария пыталась сымитировать действия матери, перекладывая йогурт с ложки матери на свою, так же как это сделала мать немногим ранее. Она сделала это несколько раз, несмотря на то, что мать показала это только единожды.

На мгновение Мария привстала в стуле, как будто закончив кушать, а потом села снова. «Да, нам нужно сидеть» - сказала мать. «Хочешь немного сока?». Затем мать налила сок в нечто похожее на стеклянный стакан – подсвечник. Нам показалось, что она налила значительно больше сока, чем требовалось ребенку одиннадцати месяцев. На удивление, Мария взяла этот «стакан» обоими руками и выпила до дна, не пролив ни капли. Мать объяснила нам, что начала давать Марии небольшой стаканчик-стопку с чайной ложной воды еще весной, когда той исполнилось семь месяцев. Летом, по какой-то причине, она начала проливать ее. «Она до сих пор проливает воду из стопок, но не проливает из такого стакана». Мать Марии предположила, что возможно, она экспериментировала со стопкой, когда ей стало легко справляться с ней, не проливая ни капли. Мать продолжила разговаривать с Марией: «Не хочешь ли ты еще? У нас есть еще один стакан — мы кладем ложку в рот другим концом». (Мария взяла в рот ручку ложки). «Нужно вытереть ручки. Потом ты сможешь встать». «Я собираюсь положить эти вещи поближе к раковине». Ее мать несколько раз сходила к раковине, держа каждый предмет двумя руками, показав Марии хороший пример. Потом она сказала: «Я собираюсь вытереть стол». Она очень аккуратно вытерла весь стол, проводя тряпкой сверху вниз и слева направо, так чтобы Мария могла видеть все ее движения. Мать упомянула, что однажды вечером после ужина, когда все закончили есть, случайно оставила тряпочку на столе. Мария взяла ее и начала вытирать стол, точно повторяя движения матери, которые она делает каждый день, вытирая маленький столик дочери. Мать сказала, что все были изумлены.

Мы обратили внимание, как удивительно было видеть Марию, быстро подползающую к своему стулу и так умело садящуюся в него в начале еды. Ее мать сказала: «Это не то, над чем я работала. Я просто каждый день говорила ей перед едой: « «Тебе нужно сесть на свой стул». Я на самом деле просто громко говорила это ей. Однажды я заметила, что она начала пододвигаться к столу, когда я говорила это. Дети всегда удивляют нас. Они знают больше, чем мы думаем».

Одежда

Давайте поговорим о детской одежде. Как и в любой другой сфере ухода за самим собой, самостоятельность ребенка — наша первостепенная цель. Самостоятельность в одевании включает в себя много аспектов. Мы добиваемся этой самостоятельности не для того, чтобы освободить взрослых от одевания ребенка или чтобы просто надеть одежду на ребенка. Способность самостоятельно одеваться – важная часть процесса самоформирования. И самый важный аспект этого процесса— это то, как чувствует себя ребенок после того, как оделся. А умение ребенка одеваться соответственно случаю является непосредственным следствием в достижении этой цели.

Подобно тому, что здоровье играет ключевую роль в обретении самостоятельности во сне и питании, так и понимание того, подходит ли одежда случаю, важно для независимости в одевании. Родителям не только нужно сфокусироваться на том, как помочь ребенку научиться одеваться и раздеваться самому и нести ответственность за свою одежду, но также необходимо помочь им узнать о том, что одежда должна соответствовать ситуации.

Размышляя об одежде, родителям нужно спросить себя: «О ком я думаю, когда одеваю ребенка?» Как родитель, видите ли вы в ребенке живого человека со своими нуждами или воспринимаете его как объект для вашего удовольствия и самосовершенствования — а возможно даже как символ вашего успеха в жизни? Люди одеваются по разным причинам. Каждая цивилизация на разных этапах истории рассматривала одежду и личные украшения как важную часть своей культуры. Взрослые используют одежду, как способ показать другим свой статус и богатство, или как способ напугать врага в битве, или как способ выразить себя и создать красоту и радость для себя и других. Детям больше свойственна третья цель. То, как мы одеваемся, всегда что-то говорит о нас. «То ли это, что я хочу сказать о себе?» - это тот вопрос, который мы должны научить детей задавать самим себе.

Вполне естественно, что дети младше шести лет сфокусированы на самих себе. Мы знаем, что это нормально для этого возраста. С другой стороны, это не то, что нам следует воспитывать в детях и форсировать каким-либо образом. К несчастью, уступая соблазну одеть ребенка младше шести лет излишне нарядно и вызывающе, мы можем усилить фокус внимания ребенка на себе. Иногда получается, что ребенок одет настолько ярко, что мы не видим самого ребенка, а только то, как он одет. Таким образом, мы посылаем ребенку сообщение: «Неважно, какой ты внутри, важно, какой ты снаружи».

Одевая маленьких детей, нам нужно подбирать одежду, которая позволит им свободно двигаться, подходит к ситуации и позволяет им одеться самостоятельно, как только они будут на это способны. В дополнение к этому, мы даем им ограниченный выбор одежды, как только они будут способны выбирать одежду сами, и показываем им, как заботиться об одежде. Если родители следуют этим принципам, шансы, что их ребенок станет взрослым, в меру уверенным в себе и способным к самовыражению с помощью одежды, достаточны высоки.

Мы обсудили подходящую одежду для новорожденных в Пятой Главе. Свобода движения, чувственное познание среды и комфорт принимались во внимание в первую очередь. Cледующим важным шагом после выбора одежды будет начало сотрудничества с вашим малышом в то время, пока вы его одеваете. С того времени, когда ребенок совсем еще кроха, объясняйте ему, что вы делаете: «Теперь, давай засунем твою ручку в рукав» и так далее. Одевайте ребенка в одном и том же порядке каждый раз. Пробуйте делать это определенными этапами, а также достаточно медленно, так чтобы ребенок мог проследить и запомнить все этапы процесса одевания. Также как и во всех других видах деятельности с маленькими детьми, это дает много возможностей для сотрудничества. Спрашивайте и внимательно ждите ответа, стоит начинать делать это еще до того момента, как ребенок сможет вам ответить. Вполне вероятно, что способность ребенка копировать ваши действия, а также понимание речи во время одевания произойдет раньше, чем вы ожидаете. Опять же очень важно, чтобы движения и были упорядоченными и повторялись по нескольку раз.

По мере взросления ребенка, взрослые должны расширять возможности для выбора одежды. Однако принципы остаются теми же самыми: свобода движения, комфорт, легкость одевания и уместность в конкретной ситуации. Покупайте футболки с открытым верхом на размер или два больше, чтобы они легко одевались через голову. Водолазки с горлышком — не лучший выбор для ребенка младше пяти лет, так как ее очень трудно надеть самому. Брюки должны иметь резинку по всей длине пояса и не сдавливать талию. Избегайте тренировочных брюк с тугими манжетами на лодыжках. Их также трудно надеть и снять. Пуговицы на свитерах должны легко застегиваться и свободно проходить в петлю. Если пуговицы застегиваются и расстегиваются с трудом, замените их на более маленькие. Так как дети лучше справляются с пуговицами на пальто, нежели с молниями, избегайте последних на раннем этапе. Детские фетровые пальто, первоначально разработанные в Европе, имеют достаточно большие пуговицы для того, чтобы дети застегнули их сами в любом возрасте. Удостоверьтесь, что рукавицы и шапки достаточно свободные, чтобы ребенок мог легко натянуть и стянуть их. Ищите шапки и шарфы с подкладкой из акрила. После того, как ребенок будет достаточно большим, чтобы носить обувь с мягкой подошвой (как рекомендовалось в главе 5), лучшая универсальная обувь — это теннисные ботинки. Сапоги, высокие ботинки, сандалии и праздничные туфли не только неудобны для носки, но также могут быть небезопасны благодаря кожаным подошвам.

Когда вы показываете ребенку двух лет, как застегнуть пальто на пуговицы, положите пальто на стол напротив него. Продемонстрируйте, как взять конец пуговицы указательным и большим пальцем одной руки и продеть ее в петлю для пуговицы, беря ее пинцетным захватом другой руки и вытягивая наружу. Такая практика поможет ребенку застегивать пальто, когда оно на нем будет надето. Такая же процедура с практикой на столе будет полезна и для обучения застегиванию молнии на пальто, пуговиц на свитере и так далее.

Когда учите ребенка надевать носки, используйте пальцы обеих рук, чтобы свернуть носок внизу. Наденьте этот свернутый носок на конец ступни. Ребенок может пытаться натянуть носок сам в течение какого-то времени, но вам придется помогать ему натягивать носок на пятку. Как только носок будет надет на пятку, ребенок сможет продолжить натягивать носок сам.

Если вы потратили время на то, чтобы внимательно выбрать одежду для вашего ребенка, покажите ему, как одеться самому и позвольте попрактиковаться - вполне вероятно, что уже к четырнадцати месяцам ребенок научится раздеваться и одеваться сам. Ребенок находится на пути к независимости от взрослых в процессе одевания и раздевания. Однако, есть еще несколько аспектов, завершающие это новое достижение в независимости ребенка. Ему еще предстоит научиться самому выбирать, что надеть, а также овладеть умением ухаживать за одеждой и хранить ее.

Идея о предоставлении детям выбора во многих сферах была широко принята в последние годы. К сожалению, необходимость ограничения выбора до допустимого для маленьких детей уровня не так хорошо понимается людьми. Маленькие дети могут сделать выбор из двух вариантов, три для них слишком много. Они не могут думать о том, подходит ли их одежда для какого-либо случая или конкретной погоды. Родителям необходимо сделать этот выбор за них, так чтобы он соответствовал и тому, и другому. Прекрасным способом позволить детям выбирать самим так, чтобы выбор был в пределах их возможностей, это предоставить два комплекта одежды и позволить выбирать между ними. Если ребенок выбирает неохотно, тогда родители должны сделать выбор. Не допускайте того, чтобы процесс одевания стал возможностью для манипуляций и переговоров. Если это происходит, это сигнал того, что одежда занимает слишком важное место жизни маленького ребенка. Тогда лучше всего забыть про выбор одежды и сконцентрироваться на допущение ограниченного выбора в других сферах жизни ребенка, таких, как, например, выбор того, из каких овощей приготовить ужин. Выбор — важный элемент в развитии воли ребенка, мы уже обсуждали это в Главе Девятой. Однако, если ребенок имеет дело с слишком широким выбором в различных областях, это приводит его в замешательство и подавляет. Таким образом, вместо того, чтобы помогать в создании уверенности в себе, выбор может подорвать ее.

Предоставьте ребенку возможность участвовать в хранении одежды и уходе за ней для того, чтобы они смогли научиться самостоятельности в одежде. Поставьте корзину для грязного белья в детской или ванной комнате, чтобы ребенок сам мог класть туда свою одежду.

Маленькие дети находятся в периоде особой чувствительности к порядку, поэтому если они видят, что одежда лежит на полу, они будут думать, что там ей и место. Поэтому будет разумным развивать привычку к тому, что все грязные вещи стоит напрямую отправлять в корзину с бельем, предназначенным для стирки. Также следует предусмотреть место, куда можно ставить попарно ботинки.

Чистую одежду можно хранить в выдвижных ящиках, в стеллажах или на открытых полках. Располагайте их по порядку: на верхней полке или в верхнем ящике расположите то, что одевается в первую очередь и так далее до самых последних предметов. Носки и нижнее белье на верхних полках, футболки - на средних, а брюки – в самом низу. Пришейте большие петельки на куртки, чтобы ребенок мог легко вешать их на крючок в шкафу. Когда ребенку исполнится три года, он может научиться вешать пальто и платья на пластиковые вешалки детского размера и вешать их в шкаф на штангу, опущенную до уровня роста ребенка. Храните варежки, шапки и шарфы в корзине у двери, чтобы их можно было легко взять при выходе из дома.

В одежде, как и во многих других вопросах, касающихся маленьких детей, меньше значит больше. Если у вас будет только самое необходимое, вы не только поспособствуете достижению самостоятельности у вашего ребенка, но и сделаете его жизнь проще. Даже для ребенка восьми лет 4-6 пар брюк, 4-6 футболок, одной пары кроссовок для школы, а также одной пары ботинок для игры во дворе, одного хорошего платья или приличных брюк и одной пары выходных туфель будет вполне достаточно. Имея практичный и удобный гардероб, ребенок начальной школы имеет возможность бегать, играть, забираться куда-либо — то есть заниматься тем, что обычно наполняет первые годы школьной жизни. Поэтому, если ограниченное количество одежды необходимо даже для восьмилетнего ребенка, то уже совсем не стоит перегружать двух-трехлетнего малыша большим количеством одежды.

Приучение ребенка к туалету

Если при одевании ребенка мы ставим перед собой цель достичь самостоятельности в заботе о себе, приучение к туалету — неотъемлемая часть той помощи, которую мы должны оказать младенцу с самого рождения. В дополнение, существует, как минимум, две других причины, почему приучение к туалету заслуживает серьезного внимания со стороны взрослых с самого начала. Во-первых, умение контролировать свой кишечник и мочевой пузырь - это первое, что общество требует от ребенка. Ребенку необходимо понять и принять те требования, которые предъявляет к нему цивилизация. Во-вторых, именно необходимость приспособиться к обществу требует знаний, а также сознательных волевых усилий со стороны ребенка. И это не тот подвиг, который ребенок может совершить сам. Поэтому взрослым необходимо фокусировать свое внимание на этом вопросе. В результате, первый опыт ребенка во взаимодействии с взрослыми имеет образовательную цель. Ясно, что умение быть опрятным для ребенка намного больше, чем просто наличие «сухих трусиков».

Процесс миелинизация нейронов, необходимый для того, чтобы подготовить тело к контролю над кишечником и мочевым пузырем, завершается к первому году жизни ребенка. Теперь ребенок способен чувствовать сигнал к мочеиспусканию и контролировать телесные функции. Однако, ребенку все еще предстоит научиться приводить этот контроль в действие. Все те аспекты, над которыми вы работали до этого времени относительно личной гигиены ребенка, помогают ему в достижении этой цели: еда и сон происходят по расписанию; ребенок в значительной степени может самостоятельно одеться, благодаря тому, что вы предлагаете удобную одежду, а также с вниманием относитесь к тому, как помочь ему научиться одеваться с самого начала. Что наиболее важно, вы с самого рождения помогли ребенку развить понимание ощущений «сухости» и «сырости», меняя ему подгузники сразу, как только они намокали. Это означает, что вам приходилось менять 12 или даже более подгузников в день в первые месяцы жизни ребенка.

Для того, чтобы ребенок лучше понял разницу между «сухостью» и «сыростью», необходимо использовать подгузники, сделанные из натурального материала, например, из хлопка. К несчастью, родители часто отдают предпочтение одноразовым памперсам, потому что они удобнее и менять их гораздо быстрее. Часто они не осознают, что существует доставка пеленок на дом, что делает использование подгузников проще и экономичнее. В дополнение, родители могут не знать, что одноразовые памперсы представляют собой угрозу для самообразования ребенка. Во-первых, они убирают жидкость, тем самым снижая неприятные ощущения «сырости». На самом деле, они даже создают очень комфортные условия для ребенка сразу после мочеиспускания, так как химическая реакция создает «эффект сауны» и согревает тело ребенка. Во-вторых, бывает трудно узнать, когда ребенок все-таки пописал, поэтому родители не меняют памперсы так часто, как подгузники из ткани. На самом деле, исследования показывают, что одноразовые подгузники меняются от 4 до 6 раз в день. Это не очень хорошо, так как смена подгузников — это то время, когда родители уделяют внимание своим детям. Они разговаривают с ними, играют в простые игры, улыбаются и поют. Дети в одноразовых подгузниках, по сравнению с младенцами в подгузниках из ткани, теряют, таким образом, множество дополнительных возможностей для социального взаимодействия с взрослыми в течение дня.

Если с рождения ребенка вы сразу же меняли подгузники, как только они намокали, младенец постепенно развил осознание разницы между «сыростью» и «сухостью». Следующим шагом для ребенка станет осознание необходимости ходить в туалет в приемлемом месте. Как и в других сферах развития, ребенок имеет чувствительный период интереса к этому процессу. Примерно к двенадцати месяцам, когда ребенок научится стоять на ножках, можно начинать менять подгузники стоя – таким образом, мы помогаем ребенку реагировать на естественно возникший интерес. Стоя ребенок сможет лучше наблюдать за своим телом, а также за тем, какие мы совершаем действия: мы моем ребенка, кладем грязный подгузник в стирку и, наконец, надеваем чистый подгузник. Чтобы помочь вашему ребенку осознать, что туалет или ванная комната — естественное место для избавления от отходов, всегда мойте и меняйте подгузники в этих местах. Ребенок также должен знать, что другие члены семьи тоже ходят в туалет.

Чувствительный (сенситивный) период интереса ребенка к туалету происходит между двенадцатью и восемнадцатью месяцами. Ваш ребенок может проявить этот интерес явным или малозаметным образом. Важно иметь в виду, что подобно всем периодам особой чувствительности к тем или иным областям развитии, интерес к туалету - временное явление. Если оптимальное время будет упущено, то приучение к опрятности потребует дополнительных усилий. К несчастью, как и в других сферах развития способностей ребенка, ребенок часто бывает готов к помощи взрослых раньше, чем родитель выражает желание оказать ее. Как же нам подготовить среду для того, чтобы способствовать использованию туалета ребенком не позднее, чем в двенадцать-пятнадцать месяцев?

Во-первых, разместите детские горшки во всех ванных комнатах в первые месяцы жизни, чтобы ребенок постепенно привыкал к ним. (Посмотрите каталог Майкла Олафа, чтобы найти подходящий горшок для ребенка). Заранее приготовьте в ванной тазик для грязных трусиков, корзину с чистыми подгузниками, небольшую швабру и тряпочки, а также средство для чистки ковров в случае необходимости.

Родителям следует уделять внимание этому процессу и не пропустить оптимальное время для приучения к туалету в течение периода особой чувствительности ребенка. Чаще всего приучение к туалету занимает от трех до шести недель интенсивной работы с вашей стороны. В течение этого времени важно, чтобы среда была максимально комфортной для ребенка. Для многих детей это означает нахождение дома в течение этих недель как можно дольше. Поэтому на это время вам понадобится временно отменить всю ненужную деятельность и путешествия за пределами дома. Также полезно выбрать время, когда погода достаточно теплая для того, чтобы одевать ребенка в более легкую одежду. Если у ребенка будет возможность ходить голышом или почти без одежды в течение этих недель, он намного быстрее научится проводить ассоциацию с мочой, текущей по ногам, и мышечным напряжением, которое этому предшествовало. Нижнее белье из хлопка в течение всего периода обучения также способствует частой смене и переодеванию, позволяя всем сохранять терпение во время всех необходимых процедур.

Следующим шагом будет помочь ребенку научиться писать, сидя на горшке, поэтому малышу нужно периодически садиться на горшок в течение дня. Сразу после пробуждения ото сна, после еды или прогулки – наиболее вероятные моменты для успеха в этом деле. Полезно записывать то время, когда ребенок писает или какает - это поможет вам с большей вероятностью предсказывать необходимость в посещении туалета. Сделанное вами расписание может помочь вашему ребенку оценить свою необходимость использовать горшок. Вы можете хранить корзинку с книжкой возле горшка, чтобы ребенок мог ее просматривать. Сидите рядом с ребенком в то время, как он сидит на горшке, но это не должно стать временем для развлечений. Дети легче заинтересуются тем вниманием, которое получают от вас. Старайтесь относиться к этому процессу, как и ко всем остальным обучающим ситуациям: спокойно, уверенно, подбадривая ребенка в случае необходимости. Когда ребенку наконец удастся с пользой провести время на горшке, опустошите горшок в унитаз, а затем позвольте ребенку смыть за собой самому. Развивайте привычку мыть руки сразу после туалета. Комментируйте использование ребенком туалета стандартными фразами: «Это моча. Ты должен писать в горшок».

Сначала успешное пребывание на горшке происходит не так часто. Для многих детей, даже если созданы все необходимые условия, описанные выше, это достигается не так просто. На пути к полному контролю над сигналами своего тела вам не раз придется убирать за ребенком. С самого начала ребенок должен непременно участвовать в каждом действии, относящемся к личной гигиене. Опять же, цель состоит не в «сухих трусиках», а в том, чтобы ребенок почувствовал, что может контролировать себя и свою жизнь. Позвольте ребенку быть настолько самостоятельным, насколько это возможно: пусть он сам снимает свои трусики и кладет их в таз с грязным бельем. Если они испачканы, предварительно прополощите их перед стиркой. Ребенок может сам вытереть свою мочу с пола, используя небольшую швабру, а также помыть себя с помощью тряпочки и полотенца. Ребенок сам может положить испачканную одежду в корзину для грязного белья, помыть свои руки и одеться в чистую одежду. В раннем возрасте ребенок относится к процессу самостоятельного переодевания с большим интересом. Извлекайте выгоду из этого интереса и помогайте ему фокусироваться на процессе личной гигиены.

Взрослому всегда нужно помнить о важности обучения детей гигиене. Как мы сказали, это их первый опыт в соблюдении социальных норм. Уважайте работу ребенка, выполняющего эту серьезную задачу, используя взрослые термины для обозначения гениталий и отходов жизнедеятельности. Принятие телесных функций на этом раннем этапе естественно, как часть физического здоровья, и может внести вклад в развитие ответственного и уважительного отношения к половому развитию в подростковый период.

Родители говорят нам, что прогресс в использовании туалета наступает быстрее, если ребенок носит нижнее белье и днем, и ночью. Таким образом, ребенок не запутается в том, чего не может понять: иногда нормально носить подгузники, а иногда нет. Некоторые родители, однако, предпочитают концентрироваться сначала на использовании ребенком туалета в дневное время. Если вы делаете этот выбор, продолжайте использовать подгузники пока ребенок не останется сухим в течение ночи или не научится контролировать себя в течение дня. Когда цель достигнута, вы можете убрать подгузники и положить их в шкаф, пока не появится новый ребенок. Когда вы перестаете надевать на ребенка подгузники, он получает сигнал, что он растет и уже способен сам нести ответственность за свой туалет. Если необходимо, несколько пар брюк с подкладкой из водонепроницаемого слоя могут заменить подгузник на ночь во время переходного периода.

Когда ребенок начинает спать без подгузников, имейте под рукой запасную пижаму, чистые простыни, одеяло и другие предметы. Чтобы смена белья ночью происходила проще, используйте кусочек прорезиненной фланели, заправленной за края кровати. В дневное время, позвольте ребенку помочь вам поменять постельное белье. Также ограничивайте потребление ребенком жидкости во второй половине дня и старайтесь создать спокойную атмосферу без стрессов перед отходом ко сну.

В том случае, если дети получают достаточно помощи от взрослых, большинство достигает самостоятельности в уходе за собой, включая умение ходить в туалет, ко второму дню своего рождения. На самом деле, в 50- е годы, когда Пола воспитывала четырех из пяти своих детей, 92% процента детей успешно пользовались туалетом в течение дня уже к восемнадцати месяцам. С того времени произошли определенные исторические перемены, и сейчас процент таких детей ниже. Однако сами дети не изменились. Если они получают достаточно поддержки и внимания от своих родителей, то справляются с приучением к туалету так же легко. Конечно, как и во всех правилах, бывают исключения. Некоторым детям с трудом дается обучение чтению и умение запоминать математические факты, таким образом, некоторые дети медленно учатся тем процессам, которые включают в себя контроль за функциями организма. Очевидно, что таким детям требуется особое внимание со стороны взрослых и много дополнительных усилий, направленных на достижение успеха. К сожалению, сталкиваясь с трудностями в обучении гигиене, сегодняшние родители слишком быстро отказываются от своей миссии — помощи ребенку в самопостроении. Они снова возвращаются к подгузникам, обычно к одноразовым памперсам, и упускают те возможности, которые предлагает этот период особой чувствительности ребенка.

Наше общество в целом, так же как и пятьдесят лет назад, несет ответственностьза замену бутылочного кормления на грудное вскармливание большинством родителей, которые могли с этим справиться, также как и за общее обезболивание при родах — обе этих практики имеют негативное влияние на мать и младенца. Правильной реакцией родителя, чей ребенок имеет трудность с обучением туалету, будет не сдаваться, а, наоборот, удвоить свои усилия. Подобно родителям тех детей, которые имеют трудности с математикой или чтением, родители детей с трудностями обучению гигиене должны запастись терпением и использовать свои ресурсы и умения, чтобы ребенок преуспел в этом деле. Однако, как и в любом трудном достижении, победа в конце только слаще. Если родители будут помнить о том, что их миссия состоит не в том, чтобы трусики ребенка оставались сухими, а в том, чтобы ребенок достиг успеха в обретении независимости, координации движений, овладении языком и волей, они будут знать, что их тяжелый труд стоит этих усилий.

Уход за внешностью

Так же, как в обретении самостоятельности в вопросах сна, принятия пищи, одевания и использования туалета, навыки личной гигиены, в том числе ухода за внешностью, лучше всего отрабатывать до того, как ребенок достигнет возраста отрицания (около двух лет). Ритуал и порядок – самые главные помощники ребенка в этом обучении. Родителям нужно проанализировать каждую из процедур, составляющих уход за внешностью: расчесывание волос, чистка зубов, вытирание носа, принятие ванны, мытье головы, умывание, мытье рук, уход за ногтями и т.д. Подготовьте среду, окружающую вашего ребенка, уделяя повышенное внимание деталям, определите необходимую последовательность действий и отведите определенное время для каждой процедуры.

Для расчесывания волос вам понадобятся детские щетка и расческа для волос в небольшой корзиночке. Поставьте на тот же столик маленькое зеркальце или повесьте рядом настенное зеркало на такой высоте, чтобы ребенку было удобно в него смотреться. В большинстве процедур по уходу за внешностью вам с ребенком нужно будет действовать по очереди. После того, как ребенок попытается совершить требуемое действие, скажите: «Теперь моя очередь», не упоминая о том, что в свою очередь ребенок не сделал того, что нужно. Иногда вам нужно будет брать руку ребенка в свою, чтобы направлять его действия. Как и в других совместных занятиях с детьми, нужно действовать спокойно и медленно, приглашая их к участию. Вы предлагаете своему ребенку возможность научиться. Помните о том, что путь к самостоятельности в уходе за внешностью довольно долог. Но в той или иной мере вовлекать ребенка в эти действия необходимо с самого начала.

Для чистки зубов ребенку понадобится маленький тюбик зубной пасты и детская зубная щетка в небольшом стакане. Если вашему ребенку подарили детскую металлическую чашечку с гравировкой – можно использовать ее. Ребенок держит щетку, родитель держит пасту, выдавливая небольшое количество на щетку. После того, как подойдет очередь ребенка, вы можете осторожно взять его руку со щеткой в свою и продолжить чистку зубов. К счастью, молочные зубы вашего ребенка не нуждаются в тщательной чистке. К тому времени, когда тщательная чистка зубов будет необходима, ребенок подрастет и сможет правильно чистить зубы самостоятельно. Но очень важно, чтобы чистка зубов вошла в привычку в раннем возрасте, когда ребенок проявляет к этому особый интерес.

Чтобы научить ребенка самостоятельно вытирать нос, поставьте на столик рядом с его зеркальцем небольшую корзиночку с бумажными носовыми платками, сложенными вчетверо. Возьмите платок и покажите, как вы вытираете нос. Разверните платок, сложенный квадратом, так, чтобы получился прямоугольник, двумя руками приложите его к обеим ноздрям. Осторожно высморкайтесь, зажимать одну ноздрю не следует: это может привести к тому, что слизь пойдет вверх по носовому каналу, увеличивая риск инфекции. Проведите пальцами по ноздрям сверху вниз и сведите пальцы двух рук вместе. Платок снова сложен вчетверо. Промокните ноздри по краям использованным платком. Поставьте небольшую мусорную корзину для использованных платков рядом со столиком или низкой полкой, где лежат чистые платки, сложенные вчетверо. Совместное складывание платков – полезное ежедневное занятие для матери и ребенка или ребенка со старшим братом или сестрой.

Вы увидите, что процесс чистки носа приводит маленьких детей в полный восторг. Работая с классом, мы всегда бываем поражены, с каким сосредоточенным вниманием дети – даже пяти- и шестилетки – следят за тем, как мы учим их сморкаться. Это, на наш взгляд, происходит потому, что часто родители забывают научить детей самостоятельно проводить эту необходимую процедуру. В итоге дети сами учатся вытирать нос, но, как правило, делают это очень неумело, хватая платок за платком и размазывая слизь по лицу. Сморкание – это процесс, очень простой для взрослых и сложный для детей. Яркий пример того, как мы неосознанно оказываем негативное влияние на ребенка: сначала мы постоянно делаем это за него, пока ему не исполнится пять или шесть лет. И вдруг, когда он начинает ходить в детский сад или в первый класс, мы ожидаем, что он сможет вытирать нос самостоятельно, умело и с легкостью, как по волшебству, без какой-либо предварительной подготовки.

Для самостоятельного принятия ванны прикрепите на стену ванной комнаты крючок на удобной для ребенка высоте, приготовьте полотенце и мочалку такого размера, чтобы ребенку было удобно с ними обращаться. Используйте полотенце для рук или купальное полотенце, разрезанное пополам и подшитое. Возьмите маленькую губку для лица или сшейте небольшую тряпочку для мытья. Мыло также должно быть небольшого размера, удобного для ребенка. Идеальный вариант – кусочек мыла такого размера, какой обычно дают в гостиницах. При необходимости разрежьте большой кусок мыла пополам. Ваша цель – активное участие ребенка в купании. Позвольте ему поучаствовать в каждом этапе этого процесса.

Мытье головы часто оказывается для малышей травматичным переживанием, потому что взрослый пытается контролировать весь процесс. Лучше выдавите себе на ладонь небольшое количество шампуня и позвольте ребенку втереть его себе в волосы. Можете попробовать налить одну порцию шампуня в маленькую бутылочку и дать ребенку, чтобы он сам выдавил его себе на ладонь. Конечно, ребенок будет втирать шампунь только в одном месте, но вы можете исправить ситуацию, сказав: «Теперь моя очередь». Ваш ребенок сможет принять участие и в смывании шампуня, если вы позволите ему набирать воду в чашку и выливать себе на голову. Делая это по очереди, вы добьетесь желаемого результата.

Мытье рук – это очень важный гигиенический навык, необходимо, чтобы он как можно раньше вошел в привычку. Следовательно, этот процесс необходимо тщательно продумать. Подготовьте устойчивую подставку, чтобы ребенок мог достать до раковины в ванной комнате, маленький кусочек мыла в мыльнице, небольшое полотенце для вытирания рук и, при желании, маленькую щеточку для ногтей. Если вы не пожалеете времени на то, чтобы методично и постоянно – как и в случае с другими гигиеническими процедурами и повседневными делами – демонстрировать ребенку процесс мытья рук, ребенок научится мыть руки в очень раннем возрасте, и, главное, ему будет очень нравиться это делать. Также ребенок может умываться так часто, как это необходимо. Как и для вытирания носа, для умывания понадобится небольшое зеркало.

Самостоятельность детей в вопросах личной гигиены зависит от того, насколько родители готовы к совместной работе. Для того, чтобы получать удовольствие от совместной работы с детьми, нужно интересоваться ими, видеть в них людей, проходящих процесс развития. Взрослый должен быть искренне заинтересован этим процессом, готов уделять время тому, чтобы понять, изучать, наблюдать в действии, поддерживать ребенка. Каждому, кто работает с детьми, следует развивать у себя такое отношение. Дома наша цель – относиться к ребенку как к уважаемому члену семьи. Он не домашний питомец, за которым нужно ухаживать, кормить, убирать и расчесывать, как собачку. Он человек, способный уже с первых дней жизни начать свой путь к самостоятельности. Эта независимость основывается не только на вкладе ребенка в жизнь всей семьи путем участия в повседневных делах, как описано в предыдущей главе. Она включает в себя все вопросы ухода за ребенком: от сна, еды, одевания, использования туалета до всех процедур по уходу за внешностью: причесывания, чистки зубов, вытирания носа, принятия ванны, мытья головы, мытья рук и умывания. Когда знакомство с этими процессами приходится на чувствительный период развития, то каждое новое достижение на долгом пути к самостоятельному уходу за собой наполняет сердце ребенка младше трех лет радостью, гордостью и уверенностью.


< Глава 6 | Содержание | Глава 8 >

Наши центры

г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

+7 (926) 232 00 15

м. Проспект Вернадского

м. Мичуринский Проспект

Посмотреть на карте

 

Посмотреть на карте

 

Приходите в гости!

CAPTCHA