Глава Четвертая. Рука и Мозг
«Никогда не давайте уму больше, чем Вы даете руке» – Мария Монтессори
Монтессори считала, что рука играет уникальную роль в развитии человеческого интеллекта. Люди - единственный вид млекопитающих, обладающие так называемым пинцетным движением, которое предполагает совместную работу большого и указательного пальцев. Однако, мы редко помним о том, что все человеческие достижения в медицине, науке, технике и искусстве являются результатом союза человеческого интеллекта и этого уникального движения руки взрослого человека. У ребенка действия руки, управляемые интеллектом, создают петлю обратной информационной связи: рука сообщает мозгу, мозг управляет рукой под воздействием этой новой информацией, рука обнаруживает следующую информацию, выполняя новое поручение мозга, и снова сообщает мозгу о результатах. Этот процесс - непрерывное действие изучения и развития. Когда развитие ребенка идет естественно на всем пути получения образования согласно природному плану, в котором ум и рука работают в единстве, результаты удивительны.
Мария Монтессори обнаружила роль руки ребенка в развитии интеллекта с помощью интуитивного наблюдения. Она довела это открытие до своего логического завершения, подчеркивая важность руки как образовательного инструмента. Хотя сегодняшние неврологические исследования подтверждают заключения Монтессори о роли руки в развитии интеллекта, ни один образовательный подход не использует в такой мере это ключевое открытие. В этой главе мы проследим развитие руки в первые три года жизни ребенка и дадим общие рекомендации родителям для того, чтобы помочь развитию руки. *
*Мы предлагаем Вам следовать за Линией Времени (см. p. 22), показывающей процесс развития руки ребенка и овладение своим телом. Монтессори создала эту временную ленту для того, чтобы показать, что тело и руки развиваются совместно, развитие одной части дополняет развитие другой. Показывая косвенную подготовку, которая предшествует видимым признакам в процессе самоформирования, Лента Времени помогает уменьшить родительскую тревогу по поводу момента возникновения определенного навыка.
Для чего же нужна человеку рука? Как ее может использовать младенец? В момент рождения рука является недействующим инструментом. Поэтому первая задача младенца состоит в том, чтобы подготовить руку к тому, чтобы она стала инструментом, которым можно работать. В то же самое время, младенец получает информацию через свои руки. Уже в матке заканчивается миелинизация нервных волокон между рукой младенца и мозгом для навыков сосания большого пальца и касания своего лица. *
* Миелинизация - процесс, посредством чего защитная оболочка изоляции, состоящая из мягкого, белого, несколько жирного материала, формируется вокруг волокон нейрона, позволяя мозгу получать электрохимические сообщения от мускулов. Без развития миелиновых оболочек (постепенный процесс, который имеет место в разное время для различных частей тела), младенец не может активизировать мускулы.
Как плохо действующий инструмент рука младенца пока может выполнять только неточные движения. Эти движения приблизительно соответствуют тому уровню информации, который мозг младенца способен воспринять: сначала он чувствует только текстуру предметов и ощущает свой большой палец во рту. Поэтому уровень мускульных навыков и координации соответствует уровню умственного развития, рука и мозг работают синхронно. Чувственная область соответствует умственной, однако, по мере развития ребенка может возникнуть проблема. Если мозг обгоняет руку, единство заканчивается, и рука больше не кормит ум. Другими словами, когда навыков руки не хватает и в мозг не поступает нужной информации, неразработанная рука начинает сдерживать развитие мозга. Именно эту дилемму стремилась решить Монтессори, подчеркивая необходимость поддерживать развитие руки ребенка с самых ранних лет.
Когда младенец рождается, он владеет удивительным актом рефлексивного хватания. Если Вы мягко погладите его ладошку, то она рефлексивно сожмется на Вашем пальце, иногда с такой силой, которая сможет выдержать всю массу тела ребенка. Поскольку некоторые детеныши животных цепляются за мех своей матери как средство выживания, возможно, что это замечательное рефлексивное действие - часть нашей эволюционной истории. В любом случае, оно полностью исчезает у младенцев в течение трех - четырех месяцев.
Самый существенный аспект развития руки младенцев в первые два месяца его жизни - отсутствие намеренного хватания. Рука и кисть действуют как единая единица в захватывающем движении. Если эта единица "рука-кисть" взаимодействует с объектом, она может донести объект до тела. В этом движении нет никакой цели, младенец не способен сгибать свое запястье. "Рука-кисть" работает как одно целое. В два месяца уменьшается рефлекс хватания, но намеренное хватание полностью еще не сформировано. Миелинизация нервных волокон, управляющих рукой и кистью, еще не завершена, намеренный акт хватания неврологически еще невозможен. Только к трем - пяти месяцам, хватание младенцев становится целеустремленным: малыш теперь может преднамеренно достать и схватить предмет. Кроме того, он может обхватить руками объект для того, чтобы получить информацию о нем для мозга. Непрерывная петля обратной связи "рука-мозг-рука" теперь может быть намеренно активизирована младенцем.
Если ребенок не смог развить способность доставать и брать предметы в руки в три - пять месяцев, ему приходится ждать, пока кто-нибудь не вложит предмет в его руки. В этом случае, он может отпустить объект прежде, чем успеет собрать достаточно информации о нем. Точно так же, если он развил способность доставать и хватать предметы, но взрослые не дают ему возможности использовать свои способности, он будет в одинаково зависимом положении. Все вышеописанные ситуации имеют большое значение для развития воли и независимости малыша. Ум маленького ребенка уже впитывает информацию из окружающей среды: "я способен" или "я не очень способен". Ребенок также не имеет возможности изучать объекты, если он не в состоянии держать их столько, сколько необходимо. Родители, которые дают ребенку в руки один новый объект за другим, создают только препятствия для своего ребенка.
Как мы уже упоминали в предыдущей главе мобили, которые мы вешаем для новорожденного для развития его зрительной системы и способности к сосредоточению, должны периодически меняться. Поскольку младенец трех - пяти месяцев в состоянии достать и схватить предмет, мы собираемся дать ему мобили для того, чтобы бить по ним руками, хватать и держать. Эти мобили должны быть сделаны из безопасных для рта предметов, поскольку рот – это то место, куда он немедленно поместит все, что попадает ему в руки. Большинство продающихся в магазинах мобилей подходят для более старших детей, обычно трех лет и старше. Они являются слишком сложными и тонкими для ребенка, чтобы благополучно их исследовать. И они обычно вешаются близко к потолку, к сожалению, далеко от глаз новорожденного младенца и вне зоны его досягаемости. Кроме того, есть музыкальные мобили для младенцев, которые должен заводить взрослый. Младенец лежит в кроватке, смотрит на слишком быстро двигающийся мобиль, который он вдобавок плохо видит, слушает музыку. Мы находим эту картинку успокаивающей и убедительной - так или иначе ребенок выглядит милым и невинным. В действительности, этот опыт почти бесполезен для ребенка.
Для трехмесячного младенца Монтессори рекомендовала вешать простой мобиль, такой как деревянное кольцо на резинке, которое новорожденный сможет подтянуть к себе и схватить. Эластичная резинка, прикрепленная к мобилю, позволяет совершить хватательно-отпускательное движение. Младенец схватывает объект, подносит его ко рту, отпускает его, объект отпрыгивает обратно на свою исходную позицию, готовый снова быть схваченным и снова поднесенным ко рту. Иногда младенец не рассчитывает движение руки и не достает до кольца, что дает ему непрерывный опыт восприятия расстояния до предмета. В этом процессе младенец постепенно начинает понимать, что его биение и попадание по мобилю заставляют его перемещаться и крутиться. Малыш сам является источником движения - не взрослый или механическое устройство - и таким образом он начинает осознавать смысл своих появляющихся способностей. В результате продуманной заботы взрослых в обеспечении правильной помощи развитию его рук, младенец получает знание о себе и своей окружающей среде.
В какой-то момент, пока младенец колотит и хватает висящий объект, его собственные руки попадают в поле его зрения. Он обнаруживает кое-что еще более интересное, чем объект, до которого он доставал. Он исследует свои собственные руки, находит свои пальцы, то случайно сцепляя их, то неловко разъединяя. Он начинает открытие человеческой руки с ее удивительными способностями служить инструментом и источником информации о мире.
Поскольку в разном возрасте у младенцев есть различный опыт взаимодействия с одними и теми же объектами, не нужно покупать или делать новые игрушки (исключением являются мобили для зрительного развития в ранние месяцы). Более удобно менять или повторно использовать те же самые предметы. В три месяца младенец может просто держать объект. В четыре - пять месяцев он может начать манипулировать тем же самым предметом. Держание и манипулирование дают ребенку два совсем разных опыта, каждый из которых базируется на предыдущем опыте и служит закреплению полученной информации и развитию навыка. Как уже упомянуто ранее, произойдет привыкание к предмету и возможно потребуется повторное введение старых объектов. В нашей культуре мы склонны давать ребенку один новый объект за другим, как только интерес начинает спадать. Поэтому мы снова хотим подчеркнуть: повторение является ключевым в процессе обучения во всех возрастах. Повторное введение, не замена, является ответом на процесс привыкания к объектам.
В шесть месяцев младенец начинает исследовать объекты, передавая его из одной руки в другую, целенаправленно перемещая предмет из правой руки в левую и обратно. Он начинает понимать, что обе руки получают информацию. Через эту передачу он получает различный опыт с одним и тем же объектом. Этот опыт имеет значение для развития ведущей руки, а также правого и левого полушарий мозга.
В течение первых шести месяцев младенец совершенствует процесс хватания. В начале его захват похож на действие обезьяны. Он не умеет пользоваться большим пальцем и может использовать только четыре пальца и другую ладонь. Большой палец держится прямо или находится рядом с рукой. Постепенно, через миелинизацию нервных волокон и последующее развитие связи между мозгом и мускулами, меняется способ захвата и младенец начинает использовать четыре пальца с противостоящим большим пальцем. Теперь у ребенка есть способность к пинцетному захвату, но пока это плоский двойной захват. Ребенок может взять кусочек кукурузных хлопьев, но пальцы при этом остаются прямыми. С этим плоским пинцетным захватом младенец отправляет хлопья в свой рот. Неврологический потенциал для полного пинцетного захвата уже сложился, но младенец должен отточить это движение через повторение и практику. Еще нет большого развития запястья. Ребенок все еще использует всю руку целиком – рука и запястье действуют как один инструмент. Он может попадать по объектам, но без участия запястья. Приобретенные в магазине погремушки не принимают во внимание эти ограничения младенца моложе шести месяцев. Погремушки слишком тяжелы, имеют плохую форму для того, чтобы их можно было взять крошечной рукой ребенка. Кроме того, их конструкция неуклюжа, делая невозможным изящное встряхивание.
Мы должны постоянно помнить о способностях младенцев в каждом возрасте и продумывать цель использования каждого объекта, который мы даем ребенку в руки. Мы должны давать ему только те предметы, которые способствуют развитию малыша и удалять те из них, которые не служат никакой цели. Не всегда легко предусмотреть все тонкости. Мы ведь так заняты проблемами нашей взрослой жизни. Все же, младенец полностью зависит от того, насколько взрослым удастся удовлетворить его потребности развития в первые месяцы жизни. Мы должны остановиться и задуматься о своих приоритетах. Что может быть более важным в нашей жизни, чем помощь развитию концентрации и интеллекта у нашего ребенка?
Когда малыш достигает семи или восьми месяцев, миелинизация наконец делает возможным контроль пальцев. Неуклюжее хватание исчезает, и ребенок начинает утончать движения пальцев. В возрасте девяти - десяти месяцев у него есть пальцы, которые он действительно может использовать, большой и другие пальцы руки становятся способны к точным движениям. Развитие руки от неточных движений и неуклюжего схватывания до приобретения контроля пальцев следует логическим путем. Рука способна собирать информацию и передавать ее мозгу. Потребуется много месяцев для того, чтобы собрать информацию об окружающей среде с помощью пяти чувств. После этого мозг ребенка будет готов к точной и подробной информации, поставляемой полностью развитой рукой. Овладение пинцетным захватом без надлежащего чувственного опыта означало бы опережение умственных способностей.
Потребность получения общего знания о мире прежде, чем мы будем ожидать понимания специфических деталей, является темой, которая много раз подчеркивалась в работах Монтессори. Когда мы, взрослые или дети, можем связать новую информацию с прошлым знанием, мы становимся способны к открытиям, базирующимся на этой новой информации. Акцент на изолированном запоминании фактов не может привести учеников к пониманию, как использовать эти факты. Языковое развитие - хороший этому пример. Младенцы от рождения должны купаться в звуках человеческого языка. Из того общего беспорядочного звукового фона ребенок выбирает определенные звуки и в конечном счете помещает их в единицу с определенным значением. Чтобы лучше понять опыт младенца, проходящего путь от общих к специфическим знаниям с помощью постепенного развития руки, попробуйте подержать часы на ладони, а затем переложить их на другую ладонь. Теперь возьмите свои часы пинцетным движением одной руки, а затем переложите их в пинцет другой руки. Сравните информацию по весу, структуре и температуре. Закройте свои глаза и повторите процесс, чтобы усилить Ваш опыт.
К счастью, есть более полезные, коммерчески доступные объекты, помогающие развитию руки ребенка шести месяцев. Игрушку, которую Вы можете, не сомневаясь приобрести – это сфера с цветными шарами внутри, которые вращаются, когда ребенок ее крутит. У сферы есть основание для того, чтобы ее можно было поставить на стол. Сидящий ребенок берет сферу, тянет, колотит и пытается схватить ее, исследуя возможности своей руки и движение объекта в пространстве. Пяти - шестимесячный ребенок, который пропустил опыт хватания объектов, может использовать эту игрушку для того, чтобы отрабатывать движения руки в доставании и схватывании движущегося объекта. Для всех малышей эта игрушка помогает развивать движение руки, управляемое интеллектом.
Примером игрушки для ребенка от десяти месяцев до одного года, которую Вы легко можете модифицировать, является коробка с четырьмя шарами, которые нужно проталкивать в отверстия с помощью молотка. Уберите молоток и выньте резиновую вставку, которая заставляет использовать мускульную силу для проталкивания шаров через отверстия. Затем, выровняйте отверстия губчатым материалом, таким, который используется для выравнивания вешалок. Теперь отверстия будут пружинить, когда ребенок будет проталкивать шары своими пальцами. (!!!это я не понимаю – Женя)
Nienhuis, производитель материалов Монтессори, делает превосходные деревянные игрушки, которые помогают развитию руки детей от шести месяцев и старше (Nienhuis, 320 Pioneer Way, Mountain View, CA 94041-1576, http://www.nienhuis.com). Вы можете приобрести материалы, такие как коробка для проталкивания шара с отверстием наверху, или коробка с наклонной поверхностью и отверстием для шара, чтобы скатываться в ящик. Они помогут ребенку развить координацию рука-глаз и косвенно позволит ему испытать постоянство объекта. Они также дают опыт причинно-следственных связей и помогают младенцу в практике движениях, управляемых интеллектом.
Хотя родители иногда находят хорошие коммерчески произведенные игрушки, лучший источник любых пособий для развития Вашего ребенка - это Ваша собственная изобретательность. Преимущество игрушек, которые Вы делаете самостоятельно, не только в том, что становятся менее дорогим, они также требуют, чтобы Вы были внимательными к определенным потребностям Вашего ребенка и задумывались, как специфическая деятельность может соответствовать этим потребностям. Например, ко времени, когда Вашему ребенку исполнится шесть месяцев, Вы можете взять плетеную корзину и поместить в нее две или три любимых игрушки, такие как погремушка, шар и деревянное кольцо. Поместите ее около Вашего ребенка и позвольте ему делать с игрушками все, что он пожелает: исследовать, вынимать и класть их обратно в корзину. Предметы можно менять по мере убывание интереса. Цель состоит в том, чтобы дать младенцу возможность разнообразной деятельности, помочь координировать руки, которые управляются интеллектом и дать опыт ограниченного выбора для того, чтобы гарантировать повторение и таким образом поглощение знания.
В восемь или девять месяцев Ваш ребенок может пробовать класть деревянное яйцо в чашку и деревянный куб в коробку. Младенец, держа контейнер в одной руке и деревянное яйцо (или овоид) в другой, вставляет яйцо и вынимает его из контейнера. Когда он набирается опыта с яйцом и чашкой, Вы можете ввести куб и коробку. Эта деятельность является интеллектуально стимулирующей для ребенка, потому что нужно выровнять углы коробки и куба, чтобы куб мог войти в коробку. Вы можете бояться давать эту деятельность слишком рано, или Ваш ребенок может быть расстроенным и начать разбрасывать предметы. Если испытываете сложности с нахождением подходящего куба и коробки, Вы можете сами сделать их из картона и покрыть бумагой, яйцо и чашка должны быть приблизительно 4 см высотой. Куб должен составлять 4 см шириной и высотой, а коробка быть достаточно большой для куба, чтобы его легко можно было вставить. Оба этих действий увеличивают координацию руки и глаз и дают младенцу возможность работы двумя руками в сотрудничестве.
Один из самых эффективных предметов, которые мы видели, был сделан матерью для своего пятнадцатимесячного ребенка. Она взяла покрытую тканью картонную коробку с крышкой, и сделала разрез на его вершине, достаточно большой, чтобы туда можно было вставлять пуговицы или чипсы. Поскольку соотношение вызова и развития было уравновешенным, ее сын любил неоднократно вставлять чипсы через разрез, потом открывая крышку, чтобы вытащить все чипсы и начать снова процесс. В терминах развития он научился держать чипсы очень точно большим пальцем и указательным пальцем в пинцетном захвате. Его желание и воля были сконцентрированы на повторении задачи, которая развивала координацию руки и глаз, а также росло понимание постоянства объекта (чипсы исчезли в коробке, потом, мгновение спустя, появились). Важнее всего, что он понял кое-что о важности борьбы в жизни, которая соответствует способностям и каково это - преуспевать, когда достигаешь цель своими собственными усилиями. К пятнадцати месяцам миссия по развитию руки и мозга завершена: интеллект, управляемый информацией, предоставленной рукой, продолжает развиваться, рука теперь эффективный инструмент. При условии того, что ребенком были использованы все возможности развития – пинцетный захват отработан, собрана большое количество общей информации о мире и его качествах через человеческие тенденции исследования, манипуляции, повторения, контроля ошибки, точности, и т.д., ребенок подготовил себя для новой роли.
Хотя младенец производит тяжелую работу с объектами, которые помогают ему в развитии в течение первых пятнадцати месяцев после рождения, взрослые по привычке называют эту особую работу "игрой" ребенка. Однако, в этом процессе "игры", ребенок достиг экстраординарного результата: он подготовил себя к действиям, направленным на работу со структурированными материалами - другими словами, для человеческой деятельности. Эта человеческая деятельность имеет отношение к удовлетворению фундаментальных потребностей людей в пище, убежище и одежде. Эти фундаментальные потребности удовлетворяются прежде всего через самостоятельные действия взрослых: подготовку пищи, кулинарию, выпечку, озеленение, аранжировку цветов, заботу о растениях, уборку, шитье и т.п. В пятнадцать месяцев, ребенок стремится копировать эти взрослые действия. Он находится в вертикальном положении, его мозг готов, его руки свободны для работы, его человеческие тенденции побуждают его внести свой вклад в жизнь дома и семьи. Он ничего не хочет так сильно, как "работать" рядом с любимым взрослым дома или в любом другом подходящем месте, совершая в течение дня то, что Монтессори называла "жизненной практикой."
Где же мы находим многих из этих "молодых рабочих" в сегодняшнем обществе? Слишком часто они находятся совсем не дома. Вместо этого они отсутствуют большую часть дня, оставленные в игровой комнате в центре здоровья в то время как родители тренируются, или заточенные в тележке в продуктовом магазине, или ограничены в автомобильном кресле, в то время как отец, мать или няня разговаривают по телефону, планируя будущие события. Когда же ребенок дома, он часто окружен звуками работающего телевизора или видеомагнитофона, завален пластмассовыми игрушками и механическими играми, находясь в среде постоянного развлечения, а не сотрудничества со взрослыми в их ежедневной работе.
Слишком часто в Соединенных Штатах наши пятнадцатимесячные дети сталкиваются с другой проблемой. Обычно, они находятся где-то очень далеко от материалов, развивающих моторные навыки руки. Это те самые навыки, которые готовят детей к действиям со структурированными материалами и простой работе ежедневной жизни. Мы понимаем, что нам нужно делать психологические инвестиции в обучение наших младенцев крупной моторике - ходить, прыгать, лазить и т.п. Как и во времена древнего Рима, мы стали нацией, чрезмерно озабоченной спортом. В результате мы уделяем много времени и внимания развитию баланса и мускульной координации у маленьких детей. Однако, мы совершенно не уделяем внимания мелкой моторной координации и развитию руки, запястья и пальцев.
Другие нации поощряют усилия младенцев развивать свои руки. Япония - пример общества, в котором ценятся продукты, изготовленные руками, они считают это частью своего национального наследия. Маленьким детям приблизительно четырнадцати месяцев отроду предлагается вставлять деревянные штырьки по ширине зубочисток в отверстия, не больше чем в солонках. Дети нуждаются во времени для занятий с маленькими объектами, которые помогают им развить свои пальцы для такого сложного действия. Возможно, в Соединенных Штатах мы стали столь озабоченными своей безопасностью, что мы не позволяем нашим маленьким детям исследовать маленькие предметы: галька, божья коровка, травинка, раковины или - если в доме - бахрома коврика, кнопки, крышки от духов. Конечно, мы должны тщательно смотреть за детьми в то время, пока они занимаются маленькими предметами. Это внимание отнимает много времени и отвлекает нас от других занятий. Нам ведь нужно тратить свое время на то, чтобы наблюдать как наши малыши манипулируют предметами своей окружающей среды?
Нужно признать, что имеем тенденцию не уделять достаточно внимания развитию тонких движений руки в первые три года. Мы не понимаем, почему детей так очаровывают крошечные объекты, такие как, например, кнопки и зачем они применяют столько усилий для того, чтобы добиться точной координации движений в процессе помещения ключей и других предметов в маленькие отверстия. Дети от 12 до 15 месяцев продолжают использовать свои руки для получения информации, но они также вовлечены в работу руками. Мы пропускаем переход от изучения до поиска работы. Мы наблюдаем, как дети используют свои руки и интерпретируем эту деятельность как потребность в большем количестве исследования. Что же они действительно делают, когда открывают буфеты и ящики, вынимая вещи и складывая их обратно, двигая ящики назад и вперед, одеваясь и раздеваясь, наполняя стакан водой много раз, наполняя ведро песком и снова высыпая его обратно на землю – ведь это типичные действия пятнадцатимесячного ребенка? Фактически, эта деятельность представляет собой работу, а не дальнейшее исследование.
Мы должны спросить себя, какую цель преследует эта новая веха в развитии ребенка? Почему пятнадцатимесячные дети более склонны к работе, чем к простому исследованию? Ясно, что они работают не для того, чтобы получилось готовое изделие, как обычно делают взрослые: убранный буфет, полное ведро. Явная повторяемость их действий противоречит этой цели. Монтессори предполагала, что пятнадцатимесячные дети стремятся "работать" своими силами потому, что выполнение всех этих действий требует все большего контроля рук, что в дальнейшем приводит к развитию петли обратной связи от руки к мозгу.
К сожалению, мы лишаем детей пятнадцати месяцев возможности работы дома или в людом другом месте. Вместо этого мы даем им дорогие игрушки, телевидение и видеомагнитофоны, чтобы держать их вдали от их реальных потребностей. В чем они действительно нуждаются, так это то, что Монтессори называла действиями жизненной практики (подробно описанные в Главе 6). Действия жизненной практики дают детям возможность находится на пике развития навыков, строя их интеллект, углубляя их концентрацию внимания и давая им почувствовать свои растущие способности.
В дополнение к выполнению действий жизненной практики дома, многие дети к восемнадцати месяцам уже готовы проводить несколько утренних часов вне дома. Поэтому Монтессори спроектировала такое место в своих школах для детей от 18 месяцев до 3 лет. В нашей школе мы называем эту подготовленную среду Молодым Детским Сообществом. Однако, важно понимать, что такие классы подходят не всем детям 18-ти месяцев. Для того, чтобы ребенок мог извлечь выгоду из пребывания в Молодом Детском Сообществе, его воля должна быть достаточно развита, чтобы иметь возможность полноценно функционировать среди своих ровесников. Это означает, что ребенок не может постоянно взаимодействовать с другими детьми, или непрерывно переходить от одной деятельности к другой, неспособный задержаться с одним материалом в течение какого-либо отрезка времени.
Мы помогаем младенцу развить свою способность задерживаться на какой-либо деятельности, создавая возможность для концентрации внимания от рождения. Мы уже обсуждали некоторые идеи того, как можно помочь этому развитию и еще вернемся к этому вопросу в Главе 9, «Развитие Воли». Однако, одно должно быть теперь ясно: находясь в постоянной спешке, не задумываясь о потребностях ребенка в развитии концентрации внимания, мы разрушаем их сознательное внимание и развитие воли. Мы наносим детям непоправимый вред, позволяя им быть загипнотизированными телевидением или видеомагнитофоном.
Родители, наблюдающие спокойное поведение детей в нашем Молодом Детском Сообществе хотят, чтобы мы приняли туда их ребенка, который, в нашем понимании, еще не развил достаточную способность оставаться сосредоточенным при решении задач. Иногда получается, что ребенок будет только проигрывать (в терминах развития концентрации внимания) в классной комнате по сравнению с домашней окружающей средой. Молодое Детское Сообщество предлагает большой выбор материалов для работы, оно не ограничивается выбором одного или двух материалов, как дома. Далее, классная комната полна работающих детей, поэтому там вдвойне больше отвлекающих факторов для ребенка, чем дома. Этот неподготовленный восемнадцатимесячный ребенок не сможет развить свою концентрацию внимания в таких условиях. Самое лучшее, что могут сделать родители таких детей – это выбрать окружающую среду с ограниченным количеством отвлекающих факторов, что окажет положительные воздействие на процесс развития концентрации внимания под руководством хорошо осведомленного и любящего взрослого. К сожалению, самая худшая окружающая среда для ребенка, который не спешит задерживаться на структурированной деятельности, является групповая игра, типично предлагаемая для очень маленьких детей. Мало того, что такие группы обычно полны хаотической деятельности и отвлекающих моментов для ребенка, они также не обеспечивают занятий для развития концентрации внимания и развития руки, не дают взрослой модели сосредоточенной работы, которую ребенок может наблюдать дома.
Когда ребенку исполнится три года и он будет готов посещать Дом Ребенка (так Монтессори называла классы начальной школы для детей от трех до шести лет), он найдет там один из уникальных вкладов, который сделала Мария Монтессори в образование: использование и дальнейшая утоньшение мелкой моторики рук с помощью специально разработанных материалов. Эти замечательные материалы имеют особую ценность для развития точных движений руки и представляют собой все аспекты нашего культурного наследия: устный и письменный язык, математика, география, наука, музыка и искусство. В первые годы обучения трехлетки могут обводить пальчиками буквы из наждачной бумаги, затем писать буквы мелом на классной доске, составлять слова из букв подвижного алфавита. Привлекательность миниатюрных объектов для маленького ребенка используется через работу с маленькими предметами, название которых может быть написано на карточках. Почти ежедневно до тех пор, пока детям не исполнится шесть лет, многие их них добровольно выбирают работу с геометрическими рамками-вкладышами, обводя их пальчиками и затем точно заштриховывая на бумаге полученную форму прямыми вертикальными. Работая с другими материалами, такими как шитье или используя художественные материалы, дети упражняются в точных движениях руки и к пяти годам могут писать письменным шрифтом.
Они учатся прочитывать свое собственное письмо, обнаруживая, что книги содержат идеи других людей, изложенные в письменной форме, так же, как и их собственные истории передают свои мысли другим в визуальном представлении. К тому времени, когда они переходят в первый класс элементарной школы для детей от шести до девяти лет, они уже пишут длинные истории и сообщения, иногда по двадцать или более страниц. Здесь работают все человеческие тенденции: исследование, ориентировка, упорядочение, абстракция, манипуляция, повторение, контроль ошибки, совершенствовании и более всего коммуникация и обмен идеями с другими людьми. Рука теперь работает как инструмент интеллекта, делая мысли видимыми с помощью письменной речи. Завершается процесс обретения единства интеллекта и руки.
Подобный процесс происходит и в математике. Крошечные золотые бусины, которые Монтессори использовала для введения десятичной системы исчисления для трехлетних детей, идеально подходят детям благодаря их интересу к тонкой работе руками. Дети отсчитают каждую крошечную бусину в длинной кубической или квадратной цепочке, помещая маленькие стрелки рядом с соответствующей цифрой каждого десятка или сотни бусинок. Здесь также вводится понятие замены на более высокий порядок, как только количество достигает десяти.
Математические операции сложения, вычитания, умножения и деления в пределах тысячи и больше, тоже водятся с помощью золотого материала из бусин. Последующие материалы, требующие точных движений руки, постепенно выводят каждую математическую операцию на более высокий уровень абстракции. Точно так же введение геометрических и алгебраических понятий начинаются с работы с конкретными материалами, которые ведут к открытию и усвоению абстракций. Поскольку каждая интеллектуальная идея сначала дается руке, дети развивают более глубокое понимание математики. К тому времени, когда им исполняется двенадцать лет, они развили навык решения, а не создания проблем. Способ получения ответа столь же важен для детей, как и сам ответ непосредственно.
География также сначала дается руке. Дети своими руками могут почувствовать земной шар с областями суши, покрытыми наждачной бумагой и океанами, изображенными на гладкой поверхности, понимая таким образом, какую поверхность на Земле занимает вода. Позже им предлагаются карты-паззлы, где каждой страна представлена отдельным паззлом с крошечной кнопкой посередине для того, чтобы можно было вынимать их из карты. Они знакомятся с концепцией земляных и водных форм, таких как озера, острова, заливы, мысы, проливы, перешейки и так далее с помощью маленьких подносов с моделями этих форм. Дети льют воду в соответствующие углубления, создавая таким образом определенную земляную или водную форму. В элементарных классах карты с крошечными флагами на булавках используются для обозначения столиц государств, горных вершин, пустынь, рек и морей. И снова вся эта работа происходит в союзе руки и интеллекта, который способствует появлению глубокого понимания и поощряет увеличение интереса к дальнейшему изучению.
Вы можете задаться вопросом, почему мы не упоминаем компьютеры в нашем обсуждении процесса развития руки ребенка? Мы обеспокоены тем, что широкое употребление компьютеров маленькими детьми может сдерживать этот важный процесс. Перемещение мыши не предполагает ни гибкого, независимого использования запястья, ни точного движения пальцев. В процессе использования клавиатуры ребенок монотонными нажимает пальцами по клавишам с одинаковой степенью нажима, ритмом и повторным движением. Сравните это действие с использованием руки и пальцев при рисовании, шитье или игре на фортепьяно, где каждый палец исполняет свою партию, каждый раз меняются комбинации пальцев. Игра на фортепьяно уникальна в том, что правая и левая рука используются по-разному, ритм постоянно меняется и сила контакта с клавишами тоже различна. Мы заинтересованы в развитии руки как инструмента самой большой гибкости, точности и утонченности движения для того, чтобы он стал настоящим инструментом интеллекта, как и руки хирурга. Мы должны поощрять развитие движения, управляемое мыслью, а не механические действия.
Наша технология - результат точности человеческой руки и развитого интеллекта. Мы не можем предсказать, какие навыки понадобятся ребенку в его взрослой жизни. Наша роль состоит в том, чтобы помочь ребенку построить из себя полноценного человека, "приспособленного к своему времени, месту и культуре". Если нам удастся с честью выполнить свое предназначение как родителей, у наших детей появится шанс найти смысл своей жизни и полностью реализовать себя как личность.
< Глава 3 | Содержание | Глава 5 >