Глава Шестая. Жизненная практика

Дети, достигшие пятнадцати месяцев, как правило, уже хорошо ходят, поэтому уже обладают некоторой степенью независимости. Они готовы к новому этапу в процессе строительстве самих себя. Многие месяцы, перед тем, как начать пользоваться своими ногами, дети развивали моторику рук, а теперь, овладев умением ходить, руки готовы "учиться, если только им предоставят эту возможность» (Монтессори). Это одновременно и важный момент, и очень сложный период для родителей. Раньше ребенка можно было оставить там, где было удобно родителям. Теперь же он повсюду: исследует дом, берет и перемещает вещи по своему усмотрению.

Монтессори считала, что малыш теперь "другой, не такой, каким он был прежде, когда ему требовалась помощь в том, чтобы сделать первые неустойчивые шаги. Его независимость не была полной, так как приходилось полагаться на помощь других. Раньше ребенок был борцом, а теперь он - победитель, ставший по-настоящему независимым".

И как мы реагируем на это величайшее завоевание самостоятельного действия? "Мы конструируем квадратную коробку - детский манеж - и помещаем туда ребенка.... Это та награда за независимость, которую получил ребенок, это то количество свободы, которое мы позволяем ему."

Выдержки из работ Марии Монтессори в этой главе сделаны из сборника выступлений "Lecture on Movement by Dr. Montessori», London, 1946, опубликованного в журнале Communications 1 (2001): стр. 30-33.

Решение держать ребенка дома в детском манеже как в «клетке» или в детской коляске на улице, означает, что мы не сможем узнать ничего о потребностях ребенка в развитии: "Мы не сможем изучить их психологию". Монтессори посоветовала одной матери, которая хотела больше узнать о своей дочери: "Оставьте ребенка в покое и наблюдайте за тем, что она делает. Не оставляйте ее в одиночестве, наблюдайте на расстоянии - Вы можете подойти к ней, если она нуждается в помощи". Та маленькая девочка оставила все свои игрушки и стала носить по дому очень тяжелую скамеечку для ног. Монтессори также приводила примеры поведения других детей этого возраста, делающих похожие удивительные вещи: одни несли тяжелый кувшин воды, прикладывая неимоверные усилия, чтобы не разлить ни капли; другие пытались отнести батон хлеба почти такого же размера, как они сами, непосредственно к столу; вытряхивали большую корзину с использованной бумагой, потом подбирали маленькие обрывки и складывали их обратно в корзину; вытирали пыль в доме тряпкой; вставляли и вынимали крышку из флакона духов много раз; брали недавно отглаженные салфетки и раскладывали их по комнате, выстраивая прямую линию через комнату от одного угла до другого, затем так же осторожно складывали их в стопку.

Для Монтессори все эти свободно выбранные действия дают подсказки в понимании потребностей ребенка в саморазвитии.

Монтессори знала, что взрослые найдут ее предложение предоставить ребенку большую свободу в действиях и тщательно следить за тем, что делают дети пятнадцати месяцев, необычайно трудной задачей. Разумеется, это требует от родителей значительной затраты сил. В частности, отказ от манежа означает потерю постоянного контроля над детьми. Но Монтессори продолжала настаивать: "Дать детям свободу, оставаясь при этом осторожными, и быть готовым всегда прийти на помощь - не так легко, но мы должны быть готовы сделать это".

Наблюдая детей, недавно приобретших независимость, Монтессори сделала потрясающий вывод, который до сих пор так и не осознан до конца: "В этом возрасте игрушки, особенно легкие игрушки, не удовлетворяют ребенка. Он ничего не может сделать с ними". На самом деле, ребенок хочет делать такие вещи, которые потребуют максимального усилия с его стороны. На предыдущей стадии развития целью ребенка было натренировать свои руки и овладеть телом. Теперь, на новом этапе независимого движения, он должен «завоевать» окружающую среду: "Ради достижения этого результата дети хотят делать то, на что они способны, и как можно скорее». Это больше, чем просто овладеть собственным телом, теперь они должны завоевать мир! Неудивительно, что их энергия и решимость не имеют границ!

Первый шаг, который делает ребенок на пути к этой огромной цели, состоит в том, чтобы понять ежедневные действия родителей. Прежде ребенок только наблюдал за тем, что делают его родители; теперь, он пытается подражать. На этом этапе родителям важно понять, что ребенок склонен к тому, чтобы интересоваться тем, что делают его родители. С другой стороны, ребенок должен понять, что он не сможет сразу же начать действовать. Этому должен предшествовать период обучения и подготовки. Ребенок, недавно обретший независимость, не может делать то, что ему нравится, всякий раз, когда ему этого хочется. Чтобы научиться действовать как взрослые, он должен принять нашу помощь на подготовительном этапе. Монтессори приводила в пример человека, учащегося играть на фортепьяно. Человек "не может играть музыку на фортепьяно, просто имитируя движения пальцев по клавишам - он должен учиться играть". Процесс освоения игры на фортепьяно требует ряда практических упражнений. Прямой целью этих упражнений является подготовка руки к игре на фортепьяно. А косвенная цель – научиться воспроизводить музыку. Чтобы успешно имитировать действия взрослых, ребенок сначала должен изучить и повторить определенные упражнения.

В то же самое время, ребенок в той же мере заинтригован самими предварительными упражнениями, так как они представляют собой полный "цикл деятельности". Монтессори отмечала, что "детям нравится делать завершенные упражнения, даже если они не нацелены ни на какую внешнюю цель... но являют собой подготовку к будущей деятельности. Это то, что мы называем 'циклами деятельности'. Дети с большим интересом совершают действия, которые нам, взрослым, кажутся бесполезными. Несмотря на кажущуюся бесполезность, ребенок в это время учится координировать свои движения". Монтессори приводила в пример ребенка, прилагающего огромные усилия к тому, чтобы забраться на кресло, а затем сразу же слезающего с него. "Мы можем только удивляться, зачем прилагать такие усилия, если ребенок не собирается сидеть в кресле после того, как в него забрался. Но нет, он опять перелезает через подлокотник и вновь спускается на пол. Этот процесс представляет собой завершенный цикл деятельности. Затраченные усилия приводят к развитию координации движений".

Такие циклы не только помогают ребенку, косвенно готовя его к последующим действиям. Они углубляют его концентрацию и совершенствуют индивидуальность, развивают "постоянство и терпение." Тот положительный эффект, который оказывают циклы деятельности на концентрацию и индивидуальность ребенка, а, в конечном счете, и на его способность к обучению, побудил Монтессори создать упражнения, включающие в себя циклы деятельности, которые в свою очередь лежат в основе ее подхода к более позднему образованию ребенка.

Монтессори считала, что обучение требует готовности последовательно, шаг за шагом, продвигаться вперед в процессе приобретения новой информации. Очень важно повторить каждый из шагов столько раз, сколько потребуется для того, чтобы добраться до глубочайшего уровня знаний. Для того, чтобы закончить такой цикл деятельности, ребенку необходима «приверженность взятому обязательству". Поэтому вовлеченность всей личности в подобные процессы необходима для получения новых знаний в течение всей последующей жизни.

Монтессори считала возраст 15-18 месяцев, когда ребенок достигает независимости в движениях, подходящим временем для того, чтобы предложить ребенку какую-либо деятельность. Теперь ребенок нуждается в "работе со структурированными материалами", которые соответствуют его естественному интересу к завершенным циклам деятельности и к подражанию взрослым. Для "этого нового вида игры" игрушки не подходят. Ребенок нуждается в реальных предметах, имеющих непосредственное отношение к каждодневным действиям взрослых. Монтессори называла эти предметы материалами жизненной практики.

Поскольку материалы жизненной практики должны отражать страну и исторический период каждого отдельно взятого ребенка, Монтессори не стала создавать подробного списка предметов и действий. Она могла только выработать принципы, которыми родителям и педагогам следует руководствоваться при выборе предметов для каждой отдельно взятой подготовленной среды. Точно так же те способы, которыми взрослый показывает ребенку материалы и помогает их использовать, имеют общие руководящие принципы, но отличаются в деталях в зависимости от культуры. В этой главе мы будем обсуждать руководящие принципы, подходящие к детям, живущим в наше время в странах Западной культуры. Однако, те же самые принципы могут быть легко использованы и в других культурных парадигмах. Как мы уже говорили, дети одинаковы повсюду, их потребность в самопостроении едина во всех странах. Модель их развития и миссия стать "завершенным человеком, приспособленным ко времени, месту и культуре", не меняются в зависимости от исторического периода или определенных обстоятельств.

Упражнения жизненной практики должны включать в себя работу, которую ребенок регулярно наблюдает у взрослых в повседневной жизни. Поэтому родителям следует выбирать из числа занятий те, что "они так или иначе должны делать в своей повседневной жизни". Благодаря этому, у родителей не возникнет чувство долга делать больше того, что они делали до настоящего времени для своего ребенка. По мере возникновения интереса у ребенка и наличия временных возможностей, родителям следует просто привлекать своего ребенка к участию в следующих видах деятельности: накрывать и убирать со стола, разгружать сумки, принесенные из магазина, готовить пищу, вместе печь хлеб и печенье, разливать воду и сок по стаканам, сметать мусор со стола, мыть посуду, сортировать и складывать грязное белье в стиральную машину, раскладывать одежду после стирки, подметать и мыть пол, мыть зеркала или окна, чистить обувь, убирать комнату, вытряхивать мусор из корзин, поливать растения, а также аранжировать цветы и т.п. Когда ребенок станет несколько старше, к этим действиям также может добавиться глажка белья, шитье, прополка растений и сгребание листьев во дворе.

Конечно, включая ребенка в цикл собственной деятельности, родители понижают свою собственную эффективность и увеличивают время выполнения работы. Зачем же было Марии Монтессори, такой весьма здравомыслящей женщине, рекомендовать такой непрактичный подход к детям, которым только исполнилось пятнадцать месяцев? Она предложила сделать ребенка партнером в работе по дому только по одной причине: из уважения к возможностям человеческой жизни, обнаруженным в маленьком ребенке.

Желание стать лучшей матерью или отцом, или же мечта о «лучшем» ребенке, не должны стать причиной того, что Вы будете применять на практике идеи и методы Монтессори. На самом деле, мы делаем это потому что Вы уважаем то чудо, который ребенок представляет собой в континууме человеческой жизни. Действуя в духе уважения к ребенку, уделяя внимание деталям в процессе организации и презентации ребенку каждого нового вида деятельности, родители во всем мире находят, что их дети оказываются способны к выполнению намного большего, чем они когда-либо могли вообразить. Как родитель, Вы также можете почувствовать некоторую "легкость" в процессе выполнения домашних обязанностей. Время, проведенное вместе с ребенком за домашней работой, становится намного более интересным и полезным, чем прежде. Вы больше не слуга, Вы - учитель. Наша цель состоит в том, чтобы помочь Вам реалистично подойти к воплощению идей Монтессори по созданию материалов жизненной практики, и сделать это таким образом, чтобы действительно помочь своему ребенку в процессе его самоформирования. Иначе, эти замечательные идеи так и останутся теоретическими, совершенно не пригодными для практического использования.

Веселая история, рассказанная одной из участниц наших родительских семинаров, хорошо иллюстрирует ту дилемму, с которой сталкиваются многие родители, начиная включать своих детей в ежедневную работу по дому, и служит введением в практическую реализацию идей Монтессори. Одна из матерей оборудовала свою кухню в соответствии с информацией, полученной на нашем курсе: она поставила стол и стул, рекомендованный для детей Марией Монтессори, расположила на полке тарелки и приборы для малыша, небольшой стеклянный кувшин и стаканчики для наливания воды, небольшую губку для того, чтобы вытирать стол после приемов пищи. Через несколько недель она спросила нас: "Что мне делать, если он не использует губку для вытирания пролитой воды? Мне нужно игнорировать это или настаивать на том, чтобы он обязательно это делал? Или всего лишь предлагать ему вытирать стол губкой? Я не знаю, до какой степени мне нужно быть его учителем?"

В ответе на вопрос этой матери мы подчеркнули, что родитель, становясь учителем вместо слуги, все еще остается родителем. Лучше всего быть "матерью-учителем" с акцентом на матери, а не "учителем-матерью" с ролью учителя, доминирующей над отношениями. Есть две причины, почему это различие важно. Во-первых, сущность родительско-детских отношений часто приводит к обостренным реакциям друг на друга, особенно когда это касается вопросов поведения. Во-вторых, дом должен оставаться мирной гаванью и для родителей, и для ребенка, важно, чтобы дома все ожидания насчет поведения ребенка становились мягче. Т.е. имел место не полный отказ от ожиданий, а только их смягчение.

По этой причине сложно дать однозначный ответ в ситуациях, касающихся совместной практической деятельности родителя и ребенка. Однако, когда родители сомневаются в том, как реагировать на поведение ребенка, вовлеченного в упражнения жизненной практики, важно помнить, что сотрудничество есть основание для всех здоровых человеческих отношений. Люди представляют собой сотрудничающий вид живых существ, наша способность к совместной деятельности является основанием для возникновения цивилизации. Большинство человеческих неприятностей начинается тогда, когда навыки сотрудничества не достаточно развиты и потому не используются. Ни в одной области жизни это правило не является более очевидным, как в отношениях между родителем и ребенком. Упражнения жизненной практики дают средства для развития навыков сотрудничества и в родителе, и в ребенке; другими словами, они обеспечивают лучшую возможность стать "матерью-учителем" или "отцом-учителем" пятнадцатимесячному ребенку. Мы позже обсудим возможные вопросы, которые возникнут у родителей. Однако, именно в наблюдении и работе с Вашим собственным ребенком Вы постепенно найдете ответы на свои вопросы, возникающие в определенных ситуациях.

Позвольте нам начать с описания упражнений жизненной практики. В первую очередь, следует давать ребенку те материалы, которые он сможет успешно использовать при выполнении упражнений и циклов деятельности. Для достижения этой цели, мы должны выбирать материалы, подходящие для независимой и повторной практики ребенка после того, как взрослый продемонстрировал их использование. Они должны быть взяты из реальной жизни, подходить ребенку по размеру и быть готовы к использованию простым, прямым и аккуратным способом.

Подготавливая любые упражнения для ребенка, важно заранее продумать все детали. Например, действительно ли крекеры достаточно крепки для намазывания арахисового масла или они ломаются под давлением ножа? Для того, чтобы пятнадцатимесячный ребенок смог разрезать дольки яблока на меньшие части, дольки должны быть положены на бок так, чтобы кожа легче отделялась и т.п.. Все эти трудности становятся очевидными в период предварительной практики с материалом без ребенка. Такая практика дает нам возможность почувствовать, насколько сложны наши самые простые каждодневные действия. Работая с материалом, мы также начинаем осознавать, что мы автоматически продумываем все свои действия прежде, чем начать их выполнение. «Во-первых, мне нужно взять поднос с материалами и выложить их на стол. Затем мне потребуется морковь. Теперь я должен взять нож для чистки овощей и начать очищать морковку слева направо, складывая кожицу в сосуд справа" и т.д. Именно этот практический опыт организованной деятельности в упражнениях жизненной практики помогает ребенку в конечном счете начать логически мыслить, а также узнавать, какие результаты приносят его действия.

Поскольку материалы, подготовленные для достижения определенной цели, такой как, например, приготовление пищи, установлены на подносе в нужной последовательности для использования - слева направо и сверху вниз - ребенок впитывает этот точный порядок, и со временем этот порядок становится частью его функционального интеллекта. Мы признаем необходимость определенного умственного порядка для эффективного чтения и письма. Таким образом, выполняя циклы деятельности с материалами жизненной практики, дети косвенно готовятся к освоению письма в будущем.

Все необходимые материалы для каждого определенного вида деятельности собраны на подносе. Этот предварительный выбор, сделанный взрослым, необходим, поскольку у ребенка впитывающий, а не рассуждающий ум. До 6-ти лет ребенок не может подумать о том, в каких материалах он будет нуждаться, и знать, где их найти (у ребенка шести лет уже развита способность к логическому рассуждению, он может продумать и запланировать все необходимые действия. Вот почему в начальной школе Монтессори предметы для различных упражнений, таких как научные эксперименты или художественные проекты, преднамеренно оставлены в различных частях классной комнаты, чтобы ребенок сам мог найти и собрать их. Необходимость собирать все необходимые материалы по комнате обеспечивает возможность детям начальной школы тренировать свой недавно сформированный «рассуждающий ум» и является частью стимула к действию).

После того, как Вы продумали все детали, организовали поднос с материалами и попрактиковались с ними, Вы можете смоделировать цикл деятельности для Вашего ребенка. Делайте это очень медленно и методично, делая краткую паузу после каждого шага. Ваш ребенок хочет подражать Вам, но его способность размышлять ограничена. Он полагается на привычку, образец и повторение. Вы должны показать ему, что нужно делать в той же самой манере и порядке (слева направо, сверху вниз). В начале, используя одну и ту же схему действий каждый раз, Вы облегчаете для него задачу по запоминанию. Позже, когда он станет старше, он разовьет свою собственную систему, но пока повторение и точность являются существенными для достижения успеха.

Дети подражают всему, что делают взрослые. Они не понимают исключений. Например, когда Вы вместе накрываете на стол, Вам нужно нести тарелку двумя руками, положив большие пальцы руки сверху каждой из ее сторон. Если Вы спешите и Вам нужно перенести несколько предметов сразу, используйте поднос, вместо того, чтобы нести предметы в разных руках. Это очень важно, так как Ваш ребенок не поймет, почему Вы можете нести по стакану в каждой руке, а он должен нести только один стакан двумя руками. Дети будут делать так, как делаете Вы, а не так, как Вы говорите. В противном случае ошибки и отказ от упражнений неизбежны. В конечном счете, Ваш ребенок узнает, что использование подноса является эффективным способом носить больше одного предмета за один раз.

После того, как взрослый продемонстрировал, как использовать материалы жизненной практики, теперь подошла очередь ребенка действовать. Наблюдайте за тем, что он делает, и помогайте по необходимости. Важно помнить, что ребенка интересует процесс Ваших совместных действий, а не конечный результат. Он любит вытирать стол, но его целью не является сухая поверхность. Помните вопрос той матери о том, что делать, когда ее сын пролил воду на стол. Сначала необходимо привлечь интерес ребенка к процессу вытирания стола. Можно попробовать несколько вариантов: посмотреть на пролитую воду с преувеличенным вниманием и сказать: "О, я вижу здесь пролитую воду!" Или взять губку и продемонстрировать, как можно аккуратно вытереть пролитую воду, продвигая губку слева направо и сверху вниз.

Монтессори называла такую реакцию на действия взрослых "особым интересом". Пользуясь этим явлением, можно сильнее вовлечь ребенка в уже начатую деятельность, или вернуться к ней после того, как концентрация потеряна: последняя капля воды в кувшине, крошечная часть сыра на ноже, пятна муки на скалке, или цветочный стебель, едва достающий до воды в вазе. В таких случаях «особый интерес» помогает ребенку понять, в чем смысл той или иной деятельности, он побуждает к полному завершению или повторению процесса.

Однако, если «особый интерес» не в состоянии привлечь внимание ребенка, все же очень важно, чтобы ребенок наблюдал завершенные процессы. В нашей анекдотической ситуации взрослый просто берет губку и аккуратно заканчивает уборку со стола. Поскольку язык очень важен для маленького ребенка, он часто помогает сосредоточить его внимание. Вы можете начать комментировать словами свои действия и сказать: "Я хочу вытереть стол. Смотри!" Мы обсудим роль языка в самоформировании ребенка более подробно в Главе 9.

После того, как Вы продемонстрировали какое-либо упражнение жизненной практики и Ваш ребенок начал концентрированно работать, позаботьтесь о том, чтобы не прерывать его деятельность. Это иногда очень трудно для взрослых, даже обученных педагогов Монтессори. Один начинающий педагог Монтессори говорил: "У меня постоянно появляется искушение вмешаться. Я чувствую, что должен что-то делать. Мы ведь все родом из мира, где принято быть в постоянной активности!" Все же, сущность сотрудничества - компромисс. Как только связь между ребенком и материалом успешно установлена, взрослому следует сделать шаг назад и позволить ребенку спокойно работать. В первые три года жизни воля и концентрация ребенка все еще очень хрупки. Если Вы будете постоянно прерывать ребенка, ему будет очень сложно вернуться к начатой деятельности. Если ребенок полностью погружен в процесс, и Вы хотите ему что-нибудь показать, дождитесь подходящей возможности.

Взрослые бывают часто удивлены, узнав, что даже похвала отвлекает маленького ребенка, занятого какой-либо работой. Как уже было упомянуто в Главе 2, комментарии или аплодисменты детским достижениям могут полностью сломать их концентрацию и привлечь внимание к Вам. Постоянное родительское подбадривание может помешать развитию независимости у ребенка и вызвать у ребенка желание работать на аудиторию во всех, даже обыденных ситуациях. Если Ваш ребенок 12-ти месяцев аккуратно переливает воду ложкой из кувшинчика в стакан, не пролив ни капли, Вы можете разделить его радость в этом достижении теплой улыбкой. Такая сдержанная реакция показывает, что Вы счастливы, потому что знаете, что он счастлив. Вы счастливы не потому, что Ваш ребенок - "ребенок высшего качества". В любом возрасте, переоценка собственной личности приводит, в конечном счете, к изоляции и одиночеству. Наша цель состоит в том, чтобы дети ценили свою уникальность. Однако, мы также хотим, чтобы они понимала, что все другие люди тоже уникальны.

В процессе ежедневной работы с материалами жизненной практики с достаточной концентрацией и усилием, дети постепенно становятся все более опытными. Благодаря обратной связи между рукой и мозгом, ошибки, сделанные в процессе выполнения упражнений жизненной практики, подлежат автоматическому контролю. Дети видят свои собственные промахи и стремятся исправить их – например, немного пролитой воды в процессе полива растений или не всю пролитую воду удается вытереть сразу и т.п. Взрослый может повторно продемонстрировать использование материалов, помогая ребенку понять цель, которую необходимо достигнуть. Однако, нам также потребуется много терпения, работая с детьми, проходящими долгий путь самосовершенствования. У детей есть все время в мире для построения своей личности и их совсем не нужно торопить. Если мы попадаем в ловушку желания стать совершенным родителем совершенного ребенка, мы неизбежно начинаем увлекаться контролем над ребенком, пытаясь требовать у него выполнения поставленной задачи. Возможный результат - напряженный ребенок и "обманутый" родитель. Вместо этого, мы можем учиться оказывать детям помощь, в которой они по-настоящему нуждаются, а затем позволить им работать над своим самосовершенствованием по собственному расписанию.

Первой средой, которую необходимо подготовить для упражнений жизненной практики, является кухня. Это - то место, где взрослый проводит большую часть времени, делая работу, которой ребенок вполне может подражать. Нам потребуется обеспечить ребенка следующими совершенно необходимыми вещами. Первое и самое важное – это стол и стул детского размера, разработанные Марией Монтессори для детей старше 15-ти месяцев. Размеры и материал, из которого сделаны стол и стул, позволяют ребенку удобно сидеть в течение длительных отрезков времени, а также самостоятельно садиться и вставать. Необходимость забираться на табурет, чтобы работать за высокой столешницей, небезопасна и неудобна для детей. Представьте себе свои ощущения, если бы Вам приходилось работать в схожих условиях, забираясь на табуретку, чтобы добраться до стола, который гораздо выше Вас! Один предмет, который все же стоить хранить на взрослом столе, - это маленькая губка для вытирания со стола (приблизительно полтора на два дюйма размером) в небольшом поддоне. Если мы предоставим ребенку безопасный табурет (см. Cosco, Rubbermaid, and L.L.Bean) он будет в состоянии достать губку самостоятельно и, в конечном счете, сможет самостоятельно вытирать стол.

В конце столешницы или на стене можно повесить другие материалы для ежедневной уборки: маленький веник, совок и щетка для сметания пыли, швабра с тряпкой (с ведром ниже), а также тряпка для вытирания пола насухо. Размер тряпки приблизительно такой же, как и его полотенце. Все новые предметы – веник, совок, швабру и тряпку, следуют демонстрировать по одному в течение нескольких недель. Каждый показ материала делается очень точно и по мере необходимости может периодически повторяться.

Пожалуйста, не забывайте сначала попрактиковаться в одиночестве. Вы моете, какие движения Вы используете: круговые или прямые, быстрые или медленные, твердые или мягкие, случайные или методические. Ребенок не может видеть порядка в нашей голове. Взрослые могут небрежно, но достаточно результативно подметать пол. Ребенок нуждается в упорядоченном показе каждого вида деятельности. Он должен видеть, что при уборке пола, например, мы сначала сметаем весь мусор в одно место, и только затем сгребаем его в совок.

Наблюдая за тем, как Вы подметаете пол, ребенок тоже очень хочет воспользоваться своей маленькой метелкой. Даже если его действия кажутся неуклюжими сначала, позвольте ему продолжать практиковаться самостоятельно. Вы можете еще раз показать, как пользоваться веником, если будет необходимо. Однако, если во время уборки Ваш ребенок вдруг решит, что метла – это палка, на которой можно качаться или захочет использовать ее не по назначению, уберите метлу и отвлеките его внимание. Маленькие дети не могут сказать прямо, что они устали и им надоело какое-либо занятие, или они не могут сконцентрироваться. Они начинают дурачиться, или же впадают в фантазии, или начинают разрушать. Мы должны уметь распознавать эти детские состояния и в такие моменты оказать ребенку помощь, реагируя решительно и быстро.

Когда ребенок станет немного старше (приблизительно двадцать месяцев), щетка для чистки ковра детского размера будет хорошим дополнением к нашему набору материалов. Мы не рекомендуем Вам использовать пылесос, так как ребенок не видит механизм его работы. Электронные часы тоже являются плохим обучающим материалом в процессе освоения навыка определения времени по часам. Всегда выбирайте самые простые материалы. Ведь одна из наших основных целей состоит в том, чтобы помочь детям понять, как устроен мир и как все работает. Дети должны видеть, что происходит с теми вещами, которые они используют. Нам также важно развить у детей уважение к предметам окружающей среды. А это уважение берет свои истоки из понимания функциональной сущности каждого предмета. Таким образом, метла или щетка для чистки ковра становятся орудиями труда, а не палками, на которых можно скакать как на лошадке или использовать как оружие.

Приготовление пищи и накрывание на стол (в противоположность собственно процессу еды, который больше относится к разделу заботе о самом себе и будет описан в Главе 7), являются одними из первых упражнений жизненной практики, в которых ребенок может успешно участвовать. Для хранения необходимых для этих упражнений предметов, Вы можете приобрести в магазине домашней утвари отдельную полочку или деревянную тележку на колесах с несколькими полками. Еще лучшим решением было бы освободить место на кухонных полках для детской посуды, убрав редко используемые предметы в другое место. Таким образом, посуда ребенка и предметы для приготовления пищи находятся за дверцами кухонных шкафов и не доступны для младших братьев и сестер. Предоставляя ребенку свой собственный шкафчик на кухне, мы даем ему понять, что его работа является ценным вкладом в общее дело. Очень важно, чтобы предметы для накрывания на стол были расположены на полках в точном порядке использования.

На первой полке, слева направо мы помещаем: индивидуальную подстилку, сложенные салфетки, маленькую корзинку или подставку для столовых приборов, состоящую из шести - восьми одинаковых ложек и вилок. Важно не смешивать разные приборы и подбирать одинаковые ложки и вилки. Маленькому ребенку еще пока сложно понять различие между ложкой и вилкой, особенно если еще ложки отличаются друг от друга. Также мы хотим, чтобы ребенок сосредоточился, прежде всего, на вкусовых ощущениях и температуре пищи, которую он ест, а не форме приборов у него во рту.

На второй полке разместите от четырех до шести пиал (для супа или салата) и рядом с ними столько же маленьких тарелок (подойдут десертные или салатные). Обратите внимание, что все пиалы и тарелки должны быть одной формы и типа. Ребенок должен сразу видеть: "Это – мои пиалы, а это - мои тарелки". Таким образом, мы помогаем ребенку развить навыки категоризации и классификации.

На нижней полке мы можем поместить два или три небольших стеклянных кувшина и восемь - десять маленьких стаканов. Небольшие подсвечники цилиндрической формы хорошо подходят в качестве стаканчиков для маленьких детей. Также не забывайте, чтобы все стаканы и кувшины соответствовали друг другу. Они должны быть прозрачными для того, чтобы ребенок мог видеть, сколько жидкости находится в них. Это означает, что стаканы должны быть стеклянными, а не фарфоровыми или металлическими. Хрупкость стакана имеет большое преимущество. Конечно, всякий раз, когда ребенок использует хрупкие объекты, взрослые должны быть начеку. Но если мы хотим помочь ребенку развить точное, контролируемое движение и научить его заботиться о своей окружающей среде, мы должны давать ему вещи, с которыми он не может грубо обращаться или разбрасывать, без возникновения мгновенных последствий. Если неудача все же происходит и стакан разбит, а вода пролита — мы показываем ребенку, как убрать за собой. Спокойным отношением к неудачам ребенка мы демонстрируем свое принятие ошибок как неотъемлемую часть процесса обучения. Поскольку все же неудачи в работе с хрупкими предметами вполне вероятны, имеет смысл выбирать недорогие, легко заменяемые предметы для использования.

Когда мы аккуратно и упорядоченно расставляем посуду на полках, ребенок в состоянии самостоятельно достать чистые тарелки из посудомоечной машины и разложить их по местам. Иногда можно отказаться от использования посудомоечной машины и позволить ребенку самостоятельно мыть свою собственную посуду, подготовив для него упражнение жизненной практики. Приобретите в хозяйственном магазине два пластмассовых тазика (для мытья и ополаскивания посуды), щетку, полотенце для вытирания и подставку - сушилку. В начале, Вы сами можете наливать немного воды в тазики из кувшина. Впоследствии, ребенок будет с удовольствием наполнять их самостоятельно под Вашим наблюдением. Когда работа будет закончена, ребенок может сам расставить посуду по местам.

Показывая ребенку, как накрывать на стол, начните с подстилки, затем положите салфетку, пиалу или тарелку, и, наконец, вилку, ложку и стакан. Сначала Вы сами можете наполнить его стакан водой из большого кувшина. Позже, можно будет налить немного воды в его маленький кувшинчик, а затем ребенок сам нальет себе воды в свой стакан. Вы можете добавлять воду в его кувшинчик по мере необходимости. Высота первого кувшина для ребенка не должна превышать 7-10 см. (здесь можно дать координаты производителя Монтессори-материалов, где родитель сможет купить такие кувшины)

Как только ребенок научится хорошо наливать воду (обычно приблизительно к 20-24 месяцам), Вы можете дать ему наливать молоко или сок. Количество наливаемой жидкости уже может превышать размер его крошечного стакана, поскольку ребенок уже овладел навыком не переливать воду через край. Теперь можно использовать кувшины высотой около 15 см. Однако, сначала предложите ребенку наливать воду, поскольку ему потребуется время для овладения новым навыком наливать большее количество воды.

Помните, что Ваш ребенок находится в том возрасте, когда ношение предметов доставляет огромную радость. Пользуясь даром недавно приобретенной независимости, ребенок обожает ритуал (зачастую повторяющийся неоднократно) накрывания на стол. Убедитесь в том, что ребенок носит все предметы по одному и аккуратно ставит их на место. Он должен держать каждый стакан и тарелку обоими руками, помещая большие пальцы рук сверху тарелки. Постепенно становясь все более опытным и умелым, ребенок может помогать накрывать на стол для всей семьи. Он может даже научиться считать необходимо количество предметов: "Одна вилка для папы, одна вилка для мамы, одна вилка для моей сестры - одна, две, три вилки". Уборка со стола после еды – тоже необходимая часть цикла деятельности для ребенка и ей должно быть уделено особое внимание. В конечном счете, ребенок сможет сам очистить свою собственную тарелку от остатков пищи и поставить ее в посудомоечную машину, или же самостоятельно помыть свою посуду с помощью материалов, описанных выше.

Для того, чтобы ребенок мог принимать участие в процессе приготовления пищи вместе с Вами, а потом и самостоятельно, нужно подготовить специальный материал: две небольших миски разного вида (для мусора и для готовых овощей и фруктов), доску и небольшой нож. Вы можете немного притупить кончик ножа в целях безопасности. Если ребенок будет мыть овощи или фрукты, ему понадобится маленький дуршлаг. Для хранения ножа для масла, ножа для чистки овощей и любых других приспособлений, которые используются в процессе приготовления несложной еды, можно использовать небольшую корзинку.

Держите все материалы на низких полках, тогда у ребенка будет возможность брать и возвращать их на место самостоятельно. Освободите от посуды одну из полок на кухне - ребенок поймет, что его вклад в общее дело очень важен. Ребенку также понадобится фартук детского размера. Процесс одевания и снимания фартука будет сигналом начала и конца работы на кухне. Ношение фартука также служит напоминанием ребенку, что он вовлечен в процесс, и таким образом ограничивает отвлекающие моменты. Будет хорошо, если Вы тоже будете одевать фартук, когда готовите пищу. Для ребенка фартук - это костюм. Когда Вы оба надеваете их, он знает, "Теперь мы повара!"

Как и во всех упражнениях жизненной практики, взрослый сначала осуществляет показ материала. Обычно дети возраста младше, чем двух с половиной лет, не в состоянии терпеливо ждать, пока вы закончите презентацию. Если Вы видите, что ребенок теряет интерес, берите его ручки в свои и работайте с материалом вместе, как бы его руками. Дети обычно убегают, если Вы не позволите им участвовать в процессе – они хотят быть постоянно вовлеченными в деятельность. Когда ребенок становится старше и его возраст приближается к трем годам, он уже может ждать в течение более длинных отрезков времени, в то время как Вы показываете ему, что делать. Иногда с помощью фраз, таких как " Сначала моя очередь, а потом твоя!" можно помочь 2.5-3 летнему ребенку развить навыки самоконтроля. После того, как Вы вымыли руки и надели фартуки, теперь, держа материалы обоими руками, переносите их на детский стол. Ребенок всегда сидит слева от Вас во время показа, а также в любое другое время, когда Вы садитесь рядом с ним, чтобы оказать помощь. Это правило не действует в единственном случае - если Вы левша – тогда положение ребенка слева от Вас очень неудобно для Вас обоих.

Резка банана является хорошим подготовительным упражнением перед введением всех остальных упражнений по приготовлению пищи. Вначале нужно срезать кончик банана, чтобы банан легко очищался полосками. Теперь тщательно снимите кожицу и поместите ее в миску слева от доски. Возьмите нож и начинайте резать банан кружочками, держа рукоятку ножа правой рукой и надавливая левой рукой сверху на нож. Отрезав кусочек, сразу же положите его в миску справа от доски. Очень важно всегда класть нарезанные фрукты или овощи в одну миску, а все отходы – в другую. В порыве энтузиазма дети, вероятнее всего, будут резать сразу несколько кусочков, поэтому нам надо будет напомнить ребенку, чтобы он не забывал следовать порядку "отрезал - положи". Конечно, мы, взрослые, не станем работать столь методично. Однако, для ребенка очень важно аккуратное и последовательное выполнение всех стадий процесса. Подобная методичность в действиях может показаться скучной для нас, взрослых, поскольку в своей активности мы более ориентированы на конечный результат. Однако, постепенное продвижение вперед, а также законченные циклы деятельности представляют неизменную привлекательность для ребенка.

После того, как будет отрезан последний кусочек банана, уберите миску с нарезанным бананом из поля видимости ребенка. Перед тем, как приступить к еде, нам нужно вымыть поднос и грязную посуду, отнести все материалы на свое место, на полку, а также снять фартуки. Если нарезанный банан останется в поле зрения ребенка, то он, скорее всего, захочет съесть его сразу же и не сможет сконцентрироваться на уборке материала. В том случае, если у ребенка возникает желание положить в рот еду или приборы во время упражнений, сразу же остановите его словами: "Сначала нам нужно это помыть!" Очень важно не дать развиться привычке есть во время приготовления пищи. Это очень отвлекает, и ребенок упускает возможность развить свою волю. Дети восемнадцати месяцев уже могут терпеливо ждать начала трапезы, даже если пища уже стоит прямо перед ними. Дети с хорошо развитым самоконтролем способны к подобному терпеливому ожиданию и в пятнадцать месяцев, особенно если Вы не делаете показ материала, когда они голодны. Если Ваш ребенок 15-18 месяцев не может удержаться от того, чтобы попробовать продукты во время приготовления пищи, приберегите эту деятельность для более позднего возраста. С другой стороны, процесс приготовления пищи можно вполне использовать как возможность тренировки самоконтроля. Однако, если Вы видите, что ребенок расстраивается, имеет смысл прекратить упражнения.

Мытье, чистка и резка овощей и фруктов являются хорошими упражнениями жизненной практики для маленьких детей. Картофель можно почистить маленькой щеткой (щетка для чистки грибов имеет оптимальный размер) в небольшой миске, наполненной водой, и приготовить на обед; овощи можно порезать для жарки, помыть листовую зелень для приготовления салата, а также порезать фрукты на десерт. Можно заранее подготовить все блюда для ужина сразу после окончания обеда. В ясный и солнечный день Вы можете вынести детские стол и стул на балкон или веранду и делать все эти приготовления на свежем воздухе.

Выпечка - еще одно хорошее упражнение жизненной практики. Вам потребуется отдельная полка для хранения материалов для выпечки: маленькая миска для замешивания теста, ложка, лопаточка, деревянная доска, а также скалка детского размера. В отдельную корзину Вы можете положить несколько простых формочек для печенья, маленькую форму для кексов, таймер, рукавички детского размера для горячего противня, а также свернутый фартучек. Начиная печь вместе со своим ребенком, следует заранее отмерить все ингредиенты. Тогда ребенок сам сможет положить их в миску и замесить тесто. Маленькие дети способны к следующим операциям: раскатать тесто для булочек, выложить тесто для печенья на противень, разложить тесто по формочкам для кексов и т.п.

Ребенок восемнадцати месяцев и старше может сам приготовить закуски для себя. И снова стоит заранее тщательно продумать весь процесс приготовления. Не следует, например, брать обычную коробочку арахисового масла, джема или сливочного сыра, чтобы ребенок намазывал их на крекер. Нужно заранее отмерить нужное количество для своего ребенка и положить его в маленькое блюдце. Сырые овощи и нарезанные фрукты тоже являются хорошей закуской для ребенка.

Если возможно, освободите нижнюю полку холодильника для маленького кувшина воды, нарезанной моркови или сельдерея, кусочков фруктов, нарезанного сыра и йогурта. Однако, разрешайте брать эти продукты в строго определенное время. Детям необходимо развить дисциплину приема пищи по расписанию и только сидя за столом. Таким образом, мы помогаем развитию самоконтроля, а также здоровых привычек в еде. После того, как нами будут установлены основные руководящие принципы, детям понадобится независимость в выборе и подготовке их собственных закусок. Теперь они знают, что определенная часть холодильника предназначена только для них, а другие полки нет. Введение таких обычаев может быть очень полезным, особенно когда ребенок достигнет возраста начальной школы. (Кроме того, мы рекомендуем держать только здоровые продукты в общем холодильнике, а пиво и любые другие алкогольные напитки хранить в другом, не доступном для детей месте).

Приготовление пищи и выпечка являются основными ежедневными действиями на кухне, но Вы также можете практиковать другие упражнения жизненной практики. Аранжировка цветов, полировка, складывание белья после стирки, полив растений – все это вполне можно делать за детским столом на кухне. Организуйте для каждого упражнения отдельную корзинку или поднос для хранения материалов. Для аранжировки цветов заранее срежьте цветы и используйте небольшие стеклянные вазочки и салфетки, на которые можно будет ставить каждую вазу. Можно использовать воронку для наливания воды из кувшина в вазу, однако, убедитесь в том, чтобы не использовать тот же самый кувшин, из которого ребенок наливает себе воду, молоко или сок. Используя одни и те же кувшины для различных действий, мы сбиваем с толку детей и усложняем процесс упорядочивания действий. Им становится очень сложно запомнить, какие материалы используются в разных упражнениях. Помните, что дети еще не могут рассуждать и, в отличие от взрослых, должны полагаться только на свою память и порядок в окружающих предметах. Поливая растения, используйте небольшую лейку с длинным носиком объемом 200-300 мл. Покажите ребенку, как держать носик лейки одной рукой, а ручку другой во время

ходьбы. Это помогает держать лейку вертикально и поэтому в пути не будет пролито ни одной капли воды. К набору материалов по уходу за растениями также можно добавить губку размером 5х5 см (отрезанной от большой губки) для протирания листьев комнатных растений. Покажите ребенку, как держать одну руку под листом и, поддерживая его, вытирать верхнюю поверхность листа. Для мойки окна или зеркала приготовьте небольшую корзину с небольшим распылителем, наполненным водой с чайной ложкой уксуса, небольшой скребок, тряпку или свернутое бумажное полотенце. Продемонстрируйте, как распылять воду и вытирать зеркальную поверхность движениями сверху вниз и слева направо. Помните о том, что ребенка привлекает упорядоченность действий, которая в свою очередь ведет к концентрации внимания. Неупорядоченные движения приводят к тому, что ребенок начинает играть и дурачиться.

Когда Ваш ребенок складывает чистое белье после стирки, например, салфетки, покажите ему, как правильно совмещать уголки. Детей очень привлекает точность и упорядоченность процесса складывания белья. Убирая рубашки ребенка, покажите, как приложить один рукав к другому. Брюки также можно сложить, совместив две штанины. Если хотите уменьшить размер сворачиваемого белья, складывайте его пополам сверху вниз. Готовя белье в стирку, покажите, как разделять одежду на светлую, темную и цветную прежде, чем загружать ее в стиральную машину,

Завершая любую работу за детским столом, покажите, как отжать лишнюю воду с губки в раковину, а также вытереть стол. Важно: мы вытираем стол движениями слева направо и сверху вниз, охватывая всю поверхность стола. Сначала, пока ребенок только развивает этот навык, ему будет трудно вытереть всю поверхность целиком, поэтому ему потребуется Ваша поддержка . Также для него не вполне очевидна связь между крошками или пролитой жидкостью и необходимостью вытереть стол. Будьте терпеливы и время от времени моделируйте необходимые действия. Попробуйте повторить подобные действия не ведущей рукой, и Вы поймете, какая координация движений и концентрация внимания нужна ребенку для выполнения самых простых действий (таких как вытирание стола, наливание воды или поставить цветы в вазу).

Другие действия, такие как вытирание пыли, вытряхивание мусорных корзин и уборка комнаты, мы также относим к упражнениям жизненной практики. Вы можете делать их в любых частях дома. Вы можете самостоятельно выработать наилучший метод выполнения этих упражнений в своем собственном доме. Порядок, метод, а также сила и размер ребенка - самые важные факторы, которые следует принимать во внимание. Нам также необходимо категоризировать и классифицировать при любой возможности. Например, когда Вы убираете комнату, сначала уберите полотенца, затем одежду, потом игрушки и другие предметы, комментируя свои действия словами: "Я убираю полотенца" и т.д. Таким образом, Вы разбиваете весь процесс на стадии и делаете весь процесс логичным для Вашего ребенка. Проживая последовательность и порядок в действиях, распорядок и ритуал, организацию и логическое мышление через упражнения жизненной практики дома (или, если Вы работаете вне дома, в любом другом месте, организованном для детей любящим взрослым), то ребенок естественным образом везде будет искать порядок.

Настроение, с которым Вы практикуете упражнения жизненной практики, является ключевым фактором успеха. Не позволяйте этим идеям полностью овладевать Вашим сознаниям или пытаться сделать все упражнения сразу. Лучше ввести одно упражнение и продолжать делать его в течение нескольких недель, пока оно постепенно не будет включено в ритм и распорядок дня. Вводите упражнения постепенно, по одному, по мере того, как растет Ваш ребенок, а Вы растете вместе с ним, наблюдая, к чему он становится готов. Больше всего взрослые хотят «занять» ребенка для того, чтобы быть свободными для своих собственных занятий. Вместо этого, нам необходимо понимать, что все эти действия нужны как возможность совместной работы. Мы делаем это, потому что хотим удовлетворить потребности своего ребенка в самоформировании. А в результате наша совместная жизнь становится более наполненной смыслом и счастливой.

Сотрудничая с ребенком в упражнениях жизненной практики, мы позволяем проявиться человеческим тенденциям в ребенке и желанию подражать нам. Мы должны быть лидерами, а не "погонщиками". Можно сказать: "Ой, смотри, крошки на столе, я хочу убрать их". Или "на полу вода, давай возьмем швабру". Или обратиться к ребенку пятнадцати месяцев, который беспокоит старшего брата: "Это работа Кристена. Ты можешь пододвинуть свой стул к его столу". Помогите ребенку развить привычку придвигать свой стул к столу всякий раз, когда он заканчивает работу за столом, прежде чем убрать все материалы на полку. Нужно успеть напомнить об этому ребенку, прежде чем он убежит из кухни. Когда возраст ребенка приближается к трем годам, Вы можете вернуть его столу и напомнить: "Сначала стул!" Если Вы будете придвигать стул к столу каждый раз, когда встаете из-за стола, это будет прекрасным обучающим примером для детей любого возраста. И снова Вы выступаете как лидер, произнося следующие фразы: "Пришло время мыть руки", "Мы заходи в дом" , "Ты сможешь накормить птичку в другой раз" 'Я вижу салфетку, которую следует положить в корзину для мусора» и т.д. Если ребенок отвечает: "Я не хочу!", Вы можете сказать: "Давай сделаем это вместе!" В случае необходимости, Вы сами можете убраться в комнате, пока ребенок наблюдает. Однако, по мере того, как ребенок взрослеет и ему уже почти три года, стоит начать настаивать на его участии. Не забывайте о том, что все дети старше одного года хотят имитировать то, что делают взрослые. Используйте "подход Тома Сойера" - сделайте процесс уборки комнаты таким же интересным и забавным для Вас, каким он является для ребенка, недавно приобретшего независимость.

Следуя за Линией Времени, мы увидим, что упражнения жизненной практики, начинающиеся в пятнадцать месяцев и продолжающиеся до тех пор, пока ребенку не исполнится три года, полностью удовлетворяют потребность ребенка в "действиях, направленных на работу со структурированным материалом". Мы обеспечили возможность "обучить" руки и использовать "максимальное усилие" в развитии скоординированного, целенаправленного движения. С момента рождения ребенка петля обратной связи от руки к мозгу продолжает формирование интеллекта ребенка. Давая ребенку понять, что он вносит значительный вклад в жизнь всей семьи, мы в тоже время помогаем интеграции индивидуальности и развитию положительное отношения к себе.

Мы хотели бы завершить эту главу выдержками из письма доктора Сильваны Монтанаро, тренера курса «Помощник младенчества», написанного Линн непосредственно перед тем, как она начала посещать этот курс в 1984, когда ее первой дочери, Маргарет, еще не было и двух лет. Это письмо рассказывает о целенаправленности и радости сотрудничества с маленькими детьми в домашней работе:

«Я уверяю Вас, что Ваша дочь очень скоро не только сможет приготовить Вам завтрак, но станет Вашим лучшим партнером: пожалуйста, когда Вы просите ее что-нибудь сделать для Вас, делайте это со всей добротой и серьезностью, с которой Вы стали бы просить кого - либо еще. Дети - самые щедрые, любящие и заинтересованные люди, с которыми Вам когда-либо придется работать! Работая вместе с Вами, она поймет: она в состоянии делать многие вещи, ее работа необходима в семье, она может приносить пользу другим людям. Попросите ее накрыть на стол, перенести вещи из одного места в другое, помыть чашки и т.п. Вы будете удивлены, как много и хорошо может работать маленький ребенок. В то же самое время, не забывайте устанавливать пределы ее активности. Дети должны знать, куда они могут пойти и что они могут сделать, чтобы чувствовать себя в безопасности».

Обучение детей – величайшая из задач, вносящая наш личный вклад в следующее поколение на пользу всего человечества. Это то, что мы оставим после себя.


< Глава 5 | Содержание | Глава 7 >

Наши центры

г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

+7 (926) 232 00 15

м. Проспект Вернадского

м. Мичуринский Проспект

Посмотреть на карте

 

Приходите в гости!

CAPTCHA