Глава Первая. Строительство человека

Прежде, чем начать описание практических деталей, которые составляют основную часть этой книги, стоит уделить внимание двум аспектам в формировании человека. Во-первых, надо понять, откуда в ребенке берется энергия для строительства самого себя и интереса к жизни. Как мы поощряем энтузиазм и взаимодействие малыша с окружающей средой? Какие препятствия встречает он на этом пути? Во-вторых, если мы говорим, что человеческий младенец незавершен при рождении, следует обрисовать хотя бы в общих чертах то, что необходимо ребенку, чтобы он сам завершил этот процесс. Мы сможем прояснить эти вопросы через понимание различий между людьми и всеми другими разновидностями жизни.

Мы знаем, что детеныши некоторых животных, особенно млекопитающих, рождается незрелыми. Однако, их задача в значительной степени предопределена их генами, и их инстинкты следуют узко ограниченным путем развития. Получив необходимую заботу, генетически заложенную в плане создания своего вида, они нуждаются только во времени, чтобы вырасти и созреть для взрослой жизни. Как бы то ни было, животные платят цену за предопределенность своего существования – например, тем, что они сильно ограничены в возможностях приспособления. Жеребенок и теленок созданы для того, чтобы есть траву и злаки; детёныши тигра или льва питаются маленькими млекопитающими. Инструменты, которые они используют для решения других задач существования, также запрограммированы. Мех держит их тепло, рога и острые зубы защищают, быстрые ноги несут прочь от опасности и т.д. Человеческий же ребенок рождается без внутреннего образца инстинктивного поведения по удовлетворению своих базовых потребностей в выживании. Не существует никакого предопределения, ограничивающего наши возможности в изобретении средств для удовлетворения наших фундаментальных потребностей в пище, убежище, одежде, передвижении и защите. Вместо инстинктов нам даны некие наклонности к совершению тех или иных действий. Несмотря на то, что мы рождаемся голыми и беззащитными нам удалось выжить, даже более того: наши поведенческие тенденции помогли нам в развитии цивилизаций от доисторических племен до современной эры телекоммуникаций. Монтессори предложила описание этих наклонностей. Оно поможет нам понять, как дети реагируют на окружающую среду, в которой рождаются. В ее планы не входило дать ограниченный или категоричный список всех поведенческих наклонностей. Без сомнения, каждый может придумать свой собственный список. Однако, идеи, представленные далее, могут послужить ориентиром. Для лучшего восприятия и понимания, мы объединили их в четыре группы.

Первая группа наклонностей отвечает на вопрос «Что там?» Она включает исследование, ориентировку и упорядочение. Люди склонны исследовать окружающую среду, чтобы выяснить ее возможности. Однако, нельзя забывать о месте, из которого мы стартовали. Следовательно, действия ориентации и упорядочения совершенно необходимы человеку, чтобы построить внутреннюю карту среды своего обитания и найти внутренний смысл направления, расстояния, времени и последовательности своих действий. Наша способность к самовыражению с помощью языка и мыслительной деятельности основываются на распознавании и установлении порядка жизни. Если тенденции упорядочения и ориентации разрушаются, например, в силу изменения географической или эмоциональной обстановки, мы испытываем дезориентацию и напряжение. Точно так же, если мы ограничены в исследовании нашего мира физически или интеллектуально, мы начинаем скучать или даже испытываем депрессию.

Вторая группа человеческих наклонностей помогает нам установить смысл наших исследований окружающей среды: что я мог бы сделать с тем, что наблюдаю? Все, что мы имеем в современной комфортной жизни, включая проявления благородства, храбрости и любви, возникло из нашей врожденной склонности представлять себе то, чего нет перед нашим непосредственным взором, то есть, мы мыслим абстрактно. Люди ранних эпох наблюдали, как животные использовали свои копыта для рытья земли и рога для защиты от врагов. В результате у человека появлялись орудия труда и защиты. Мы пронесли память о проявлении храбрости и жертвенности через столетия, чтобы рассказать о них молодёжи, которая продолжает мечтать о героических подвигах и вкладе, который она в свою очередь внесет в жизнь общества.

Третья группа является самой большой и представляет решающий переход от мечты к действительности: как я могу реализовать свои абстрактные идеи? Чтобы совершить этот окончательный переход, люди получают от природы пять ключевых вариантов поведения: целенаправленные действия, точность, повторение, контроль ошибки и совершенствование. Чтобы сделать одежду пригодной для носки, дом настоящим убежищем, заставить лодку плыть, а ракету взлететь – надо совершить некие действия с помощью выше перечисленных человеческих тенденций. В мире идей, мы попробовали коммунизм и фашизм, и их результаты не заставили себя долго ждать. Во многих частях света до сих пор продолжается борьба за демократию с мечтой о всеобщей свободе и справедливости, демократические ценности подвергаются непрерывной оценке.

Последняя группа состоит из одной единственной тенденции, которую по праву можно было бы назвать ключом ко всему остальному. Эта тенденция имеет в своей основе духовный дар. Это та информация, которой мы свободно делимся с другими, ответ на вопрос «Как я могу сообщить другим о том, что я сделал?» Мы называем это коммуникацией. Без коммуникации каждому новому поколению приходилось бы заново открывать все знание и мудрость прошлого. Наши нынешние достижения стоят на плечах гигантов прошлого, благодаря которым с каждым десятилетием мы все дальше продвигаемся к новым высотам в любой области человеческих достижений.

Благодаря новой эре глобальных телекоммуникаций, достижения мысли людей прошлого и настоящего, доступны нам в той степени, о какой прежде никто не мог и предположить. Возможности человека безграничны, но степень их вызова растет по экспоненте. Как нам, окруженным постоянным шумом технологического мира, найти время и возможности для самой значимой из всех коммуникаций – близости, любви, понимания и уважения одного человека к другому. Как нам обнаружить ее в школе, на рабочем месте, в природе, в наших храмах, а так же и в семье?

Все человеческие тенденции: ориентация, упорядочивание, абстрагирование, воображение, деятельность, точность, повторение, контроль ошибок, совершенствование коммуникаций, – работают в течение всей нашей жизни. Однако, в процессе взросления они проявляются в человеке по-разному. Например, процесс ориентации в пространстве семимесячного или семилетнего ребенка, семнадцатилетнего подростка или семидесятилетнего пенсионера выражаются по-разному. В то же время это явление само по себе остается всю жизнь от рождения до смерти, поскольку применимо к любому человеческому опыту. То есть, человеческие тенденции работают на протяжении всей нашей жизни, каждый из нас может найти их в себе в повседневной жизни.

Cтадии развития, упомянутые во введении к этой книге, маленькие дети используют для выполнения задач по самостроительству. Например, в первом периоде, они пользуются своим абсорбирующим умом, чтобы впитать окружающую среду, а сенситивными периодами – для развития тех или иных способностей (ходьба, речь и т.д.). На более поздних стадиях развития дети реагируют на мир с помощью других психологических особенностей.

Именно эти человеческие тенденции, продолжающиеся от рождения до более поздних периодов взросления, снабжают нас в течение всей жизни энергией и желанием держать постоянную связь с окружающей средой, которая, в конце концов, позволит ребенку стать взрослым человеком. Когда нам удается полностью использовать их в наших каждодневных действиях, –безотносительно фактического возраста, мы испытываем радость и осознаем, что мы живы. Если же они отсутствуют, мы чувствуем себя вялыми и пессимистичными. Энергия нашей реакции на жизнь непосредственно связана с тем, как окружающая среда поощряет и учитывает человеческие тенденции в нашей повседневной жизни. Значит, дети нуждаются не просто в возможности существовать на Земле – они нуждаются в нашей поддержке.

В следующих главах мы будем обсуждать способы проектирования домашней окружающей среды для ребенка, в которой человеческие тенденции были бы активно учтены. Возможно, вы отметите, что наши предложения будут входить в противоречие с современной модой в области воспитания. Например, психологи сегодня обсуждают потребность ребенка в раннем развитии, а мы считаем иначе. Но это не однозначно. Родители из лучших намерений слишком сильно стимулируют детей к развитию, и в результате наносят им скорее вред, чем помощь. Вы увидите в следующих главах, что простой, но хорошо продуманный план жизни, увязанный с проявлением человеческих тенденций в ребенке, является наиболее эффективным подходом к воспитанию.

При этом мы не должны забывать о создании пространства для взрослых. Чтобы позволить человечеству развиваться, необходимо лелеять человеческие тенденции во всех нас. Наш дом должен удовлетворять потребности так же и взрослых в исследовании, ориентировке, воображении, точности, повторении, контроле ошибок, манипуляции, совершенствовании коммуникации. Все эти поведенческие тенденции ясно прослеживаются через музыку, искусство и другие формы духовного самовыражения, имеющие право на свое законное место в наших домах. В прошлых цивилизациях задача выстраивания домашней среды стояла, прежде всего, перед женщинами. В наше время, кто бы ни брал на себя эту ответственность, роль хозяйки дома остается значимой в судьбе всех членов семьи. Хотя некоторые из нас наслаждаются нажитым богатством, мы находим, что создание домашней среды, служащей человеческому духу, отвечающей требованиям красоты, порядка и простоты, остается очень важной задачей.

Теперь обратимся к ребенку, которого мы назвали "незавершенным при рождении существом". До некоторой степени, люди схожи в этой незавершенности с другими млекопитающими. В различной степени они так же требуют заботы родителей, пока не станут полностью функционирующими взрослыми. Однако, ни один вид млекопитающих фактически не нуждается в помощи взрослых почти четверть века. Это как раз тот промежуток времени, который М. Монтессори определяла строительства из ребенка взрослого Человека. Ее открытие было подтверждено недавним научным исследованием, демонстрирующим, что основополагающие нервные структуры в лобных долях человеческого мозга не сформированы приблизительно до двадцати четырех лет. Именно в лобных долях находятся наши способности к сложным рассуждениям и знания, включающие мудрость.

Чего же должен достичь человеческий ребенок, чтобы стать полноценным взрослым? Развитие мозга через сенсорное восприятие и взаимодействие с непосредственной окружающей средой – начало пути ребенка в этом непростом деле. Процесс развития уникален для каждого ребенка: мозг одного человека не похож на мозг другого. В этом смысле мы все оригиналы. Мозг каждого человека, настолько индивидуален, что удивительно, как мы вообще можем понимать друг друга. Однако, мы это делаем вопреки огромным статистическим различиям (см. книгу Lise Eliot «What's Going On In There?» (Bantam Books, 1999).

Внешние проявления мозгового развития – это процесс самоформирования ребенка как существа с возрастающей независимостью, координированным движением, языком и развитой волей. Чтобы стать полноценным человеком, ребенок должен расти во всех этих областях, начиная с первых дней жизни. Для молодых особей животных получение как можно скорее независимости является критическим фактором для физического выживания. Для ребенка независимость, способность действовать самостоятельно – это путь к уверенности и высокой самооценке. Младенец рождается как существо, нуждающееся в обслуживании. Постепенно, ребенку помогают самому обслуживать себя и, наконец, служить другим. Для того, чтобы дать ребенку возможность роста в направлении естественным путем формирующейся независимости, взрослый должен предложить ему необходимое количество задач. Даже взрослые теряют уверенность в своих силах, когда количество новых ситуаций, в которых у них нет ни малейшего шанса на успех, превышает разумные пределы. Мы, не задумываясь, помещаем детей в подобные ситуации, не продумывая их повседневные действия, и не предлагаем ребенку самостоятельно разрешить эти ситуации.

Все, что мы будем описывать в последующих главах, поможет детям увеличить свою способность к независимым действиям и к желанию помочь другим, кто не способен такие действия совершить, поскольку моложе или менее развит. Монтессори в общих чертах описала окружающую среду, приводящую к независимому функционированию ребенка, как в школе, так и дома. Высокий уровень самоконтроля учеников школ Монтессори, часто отмечается другими профессиональными педагогами. В Монтессори-педагогике самооценка есть средство достижения результата через независимое действие. Взрослые не могут вселить в детей веру в свои силы и самоуважение через внешнюю похвалу и оценку: все это появляется как результат собственных усилий ребенка. Младенец сначала исследует объект, например, морковь, с помощью чувств осязания, зрения и запаха. Если окружающая среда должным образом подготовлена, то уже в пятнадцать месяцев малыш способен самостоятельно вымыть морковь маленькой щеткой. В восемнадцать месяцев ребенок может использовать нож для чистки овощей для того, чтобы очистить кожицу моркови и положить ее в миску для очисток. Он также может использовать маленький ножик с притупленным лезвием для резания моркови, и затем подать ее на семейном обеде. В пять лет ребенок в состоянии сам приготовить себе школьный обед из заранее подготовленных продуктов с минимумом взрослой помощи. Совершая действия самостоятельно, ребенок приобретает навыки самоконтроля и, как результат, у него возрастает уверенность в своих силах. (Внимание: Взрослые должны всегда быть рядом, когда используются предметы типа ножей).

Детская независимость не делает жизнь взрослого легкой. По крайней мере, в самом начале, помощь детям в приобретении независимости требует значительных усилий и предварительного обдумывания со стороны взрослых. Монтессори вдохновляет нас сознательно идти этим путем, чтобы помочь детям приобрести уверенность в своих силах, которая не может возникнуть из необходимости постоянно ждать помощи взрослых в любом действии.

Медленное развитие скоординированного движения у младенцев – один из самых ясных сигналов того, что они все еще находятся в эмбриональной стадии развития, хотя уже появились на свет. Отрезок времени, в течение которого новорожденные не способны к координации движений, уникален и среди разновидностей животных. Например, молодой жеребенок сразу же поднимается на ноги после рождения, хоть пока и неустойчив. Уже через несколько часов он бежит рядом с кобылой.

Несомненно, инстинкт сохранения жизни играет основную роль в этой ранней подвижности. Самые первые движения жеребенка управляются именно инстинктом, а не умом. Человеческий же младенец развивает в себе именно целенаправленное движение, управляя своим мышлением. Значит, развитие движений ребенка зависит от формирования его умственных способностей, становление которых происходит в течение долгого времени и в прямом взаимодействии с окружающей средой. Природа наградила людей уникальной ролью – мы должны думать перед тем, как совершить какое-либо действие. Если мы собираемся помочь малышам развить скоординированное движение, в первую очередь стоит помнить об ответственности за совершаемые действии. Это означает, что мы должны подготовить для ребенка такую окружающую среду, которая будет способствовать целенаправленным действиям. Мы обсудим в более поздних главах, какой может быть такая окружающая среда. Здесь же мы просто скажем, что существующая практика детских манежей, качелей, ходунков и т.п. препятствует потребности малышей в движении и исследовании окружающей среды. Педиатры теперь советуют, чтобы младенцев клали спать на спинку, обеспечивая им физическую безопасность. Если родители сознательно не выкладывают своего малыша на животик во время бодрствования, выходит, что он не проводят достаточно времени в этом положении. В результате, когда приходит время, оказывается, что ему не хватает необходимой силы руки, чтобы подниматься на коленки, ползти и затем ходить. Задержка развития координации движений малыша может иметь последствия для его будущего развития. Эти последствия до конца еще не исследованы.

Наша цель состоит в том, чтобы помочь младенцу вовремя развить движения от ползания к ходьбе, от использования одной руки для хватания предметов к возможности использовать две руки в пинцетном движении (работа указательного пальца и большого пальца). Все людские достижения возникли в результате совершенствования этих двух областей движения – тела и руки. Ни один другой вид животных не может похвастаться таким диапазоном движений: изящество и управление своим телом балерины, умения атлета, сложные, деликатные и точные движения руки хирурга в операционной, ученого в лаборатории, и астронавта на космическом корабле. Все эти движения управляются интеллектом. Создание союза скоординированного движения и интеллекта мы и стремимся стимулировать.

Основанием для развития языка является коммуникация. Конечно, животные тоже способны к общению друг с другом, и эта коммуникация часто начинается уже при рождении. Паула хорошо помнит ржание кобылы, обращенное к ее первому жеребенку после его появления много лет назад одной холодной весенней ночью. Именно это ржание удивило Паулу. Оно оказалось настолько ободряющим, что жеребенок продолжал попытки встать на ноги, и через несколько минут уже пил мамино молоко. А может, инстинктивная коммуникация между ними происходила, когда жеребенок был еще в матке? Но коммуникация животных сильно отличается от человеческого языка и уникальной возможности человека абстрактно мыслить. Способом передавать наши мысли другим людям служит письменный и устный язык.

Слово "младенец" происходит от латинского слова infans, котороое в переводе означает "неспособный к речи." Хотя человеческое дитя, действительно, не способно к речи при рождении, его язык запрограммирован в генетической структуре человека. У ребенка есть мозг, который распознает основные звуки или фонемы всех возможных языков мира с момента появления ребенка на свет. Это явление представляет собой убедительное биологическое основание для потенциала человеческого языка, заложенного в ребенке.

Из первых трех областей саморазвития младенца – независимость, скоординированное движение, язык – главные ключи к интеллекту ребенка. Интеллектуальная мысль зависит от языка. Мы думаем словами и символическими представлениями. Язык позволяет нам держать что-то в уме, оперировать этим, а также создавать нечто новое. Мы в состоянии держать мысль в голове, позволяя даже маленькому ребенку следовать простой команде: "Принесите мне красный шар" или "Иди, принеси три ложки". Одна из причин нашего желания научить малыша языку, состоит в том, что это есть инструмент, который ребенок будет использовать, чтобы думать и строить свой ум. В некотором смысле, наш язык – это мы сами. Абстракции, которые мы создаем через язык, дают нам способность поднять человеческие действия на более высокий уровень, придавая смысл нашему существованию. Через язык сексуальное поведение как акт физической реакции у животных, у человека возвышается до глубочайших и интимных выражений любви, а также возможности заключения пожизненного союза между людьми. Именно через абстракции языка возникают понятия добра и зла, искусство и религия. Эти уникальные человеческие средства самовыражения становятся возможными, так же, как и все качества, имеющие отношение с духовной стороне жизни: размышление, сострадание, восприятие красоты музыки, искусства, литературы, поэзии и природы.

Развитие воли заканчивает самостроительство ребенка как человека. Ведь без дисциплинированной воли человека нельзя по праву назвать человеком. Именно наша способность выбирать свое поведение, в противоположность контролю, предопределенному инстинктивно, окончательно отделяет нас от животного мира. Белка копит орехи на зиму, носорог использует свой рог как оружие, а бобер использует зубы как инструмент рубки деревьев для дамбы-убежища. Ни одно из этих действий не является сознательным решением. Они – результат инстинкта, адаптивного поведения. Люди выбирают способ адаптации к окружающей среде. Животные нет. Имея свободу выбирать свое поведение, наша первая миссия состоит в обретении самоконтроля. Первые три года жизни ребенок проводит, работая над сознательным контролем своих желаний. К сожалению, применительно к детям термин «воля» часто неправильно используется в нашей культуре. Есть книги, в которых термин "волевой" применяется для ребенка, который не хочет или не может сотрудничать со взрослым или членами семьи, у которого на самом деле вообще нет развитой воли. В педагогике Монтессори мы сосредотачиваемся на развитии воли как положительной силы, которая позволяет нам получать знания из окружающей среды с тем, чтобы в последствии внести в нее свой вклад. Но как тогда дети развивают эту жизненно важное качество характера? В первые недели жизни младенец стремится сосредоточиться на объекте окружающей среды, выбранном самостоятельно. Длительное внимание и повторение действий строят нервные структуры, которые и представляют собой полученное знание. Именно через усилие ребенка по концентрации и контролю внимания происходит процесс обучения. Все человеческие изобретения вместе и способность изменить мир возникают из этой способности сосредоточить свое внимание на определенных деталях среды. Способность к концентрации лежит в основе всего человеческого прогресса. Это является лучшим свидетельством того, что мы должны оставаться пожизненными учениками. В процессе нашего существования как вида мы непрерывно решаем проблемы – от открытия способов производительного использования огня первобытными людьми до постижения законов биотехнологии ради ее полезного использования в наши дни.

В течение долгого времени младенец учится сдерживать свои стремления. Самосознание приходит к нему к восемнадцати месяцам. И только приблизительно в возрасте трех лет, ребенок начинает понимать, что его мысли отличаются от мыслей других людей. В период между восемнадцатью месяцами и тремя годами, ему нужно превратиться из существа, которое мгновенно хочет получить желаемое, в ребенка, способного к выполнению просьб взрослых. Осознанное послушание – первый шаг в адаптации к цивилизованному поведению и к ответственной жизни в сообществе себе подобных. Мы можем наблюдать, как ребенок превращается из своевольного существа в человека развитой воли. "Я могу сосредоточить свое внимание. Я могу ограничить свои действия. Я могу управлять своими импульсами." Возникновение этого явления ни в коем случае не является бесспорным. Мы не рождаемся независимыми, умеющими координировать свои движения, владеющие языком, с дисциплинированной волей. У нас есть только потенциал, чтобы развить все эти качества. Детям необходимы специальные средства для развития сознательной воли к концу третьего года их жизни.

Цель раннего рождения ребенка теперь ясна. Оно позволяет развиться независимости, скоординированному движению, языку. Возможности адаптации к обстоятельствам человеческого существования фактически безграничны. Ребенок есть духовное существо, задающее вопросы: почему я здесь? какова моя задача? моя ответственность? Взрослые должны признавать этот поиск цели в жизни, если они стремятся помочь ребенку в его стремлении завершить в себе строительство человека. Роль взрослых состоит в том, чтобы подготовить окружающую среду для ребенка и дать ему свободу с ответственностью. Если они делают это, руководствуясь знанием, а также любовью, у ребенка есть шанс подготовиться к взрослой жизни и стать человеком, который будет постоянно учиться, и готовым принять ответственность за других, служить им и, в конечном счете, самому стать одним из родителей. Образовательная формула Монтессори проста, она состоит из трех элементов: подготовленный взрослый, подготовленная окружающая среда и свобода с ответственностью.


< Введение | Содержание | Глава 2 >

Наши центры

г. Москва, ул. Удальцова, д. 44

+7 (926) 232 00 15

м. Проспект Вернадского

м. Мичуринский Проспект

Посмотреть на карте

 

Приходите в гости!

CAPTCHA